Снижение грузооборота вынуждает «УЗ» оптимизировать работу
Государственный монополист «Укрзализныця» приняла решение не повышать до конца 2020 года ставки платы за пользование полувагонами, зерновозами и крытыми вагонами.
Такое решение вызвано не сменой стратегии компании, а реакцией на экономическую конъюнктуру. По итогам 10 месяцев на рынке грузовых железнодорожных перевозок сложился профицит подвижного состава. Снижение темпов экономического роста и падение промышленного производства привели к снижению объемов перевозок. В итоге сложилась ситуация, когда крупный бизнес преимущественно самостоятельно обеспечивает себя вагонами. Таким образом, спрос на вагоны «УЗ» падает. Новый год грузоперевозчики встретят с такими ставками: на полувагон - 800 грн, на зерновоз – 1000 грн, на крытый вагон – 1172 грн.
На фоне снижения объемов грузовых перевозок, весьма контраверсийно выглядит инициатива «УЗ» ограничить срок эксплуатации грузовых вагонов до 33 лет. Скорее всего, это выгодно монополисту. Только в 2021 году может возникнуть искусственный дефицит вагонов в объеме 12 тыс. единиц. Это приведет к росту цен на вагоны, как новые, так и б/у, и тарифов на перевозки. Для бизнеса это чревато дополнительными расходами, причем общий порядок цифр будет исчисляться десятками миллиардов гривен. Проект решения «УЗ» выглядит откровенно сырым. Чтобы выйти на компромиссное решение, нужно провести дополнительные консультации с бизнесом. Как минимум, нужно пролонгировать обновление подвижного состава на 5-7 лет.