Как Украина оказалась в идеальном шторме
2020 год близится к своему завершению. Поэтому время подводить первые итоги. К сожалению, наблюдаем неутешительную картину. Украина находится в ситуации «идеального шторма».
Как показали последние события, кризисные явления только множатся, а имеющиеся проблемы упорно не решаются. Поэтому будущее страны выглядит неуверенным и неспланированным. Без финансовой помощи Запада нам не справиться, что недавно на заседании СНБО откровенно признал сам президент Владимир Зеленский.
Как по мне, ситуация неопределенности, в которой оказались Украина, — это результат ухода с пути реформ, резкого изменения государственной философии, особенно в области финансов. Да, можно в очередной раз сетовать на эпидемию коронавируса, но падение экономики не оказалось таким драматичным, как ожидалось.
Этот процесс начался сразу после назначения нового состава Правительства в начале марта. Тогда реформаторов, которые двигали страну вперед, начали один за другим «выбивать» из властной вертикали. Зато на их место, в обход установленных правил и процедур, пришли «крепкие хозяйственники» из прошлого, которые обещали быстрые результаты при минимальных усилиях.
В результате что мы наблюдаем? Раздутый дефицит бюджета, девальвацию гривны. Под угрозой оказались как макрофинансовая стабильность и финансирование расходов государственного бюджета, так и выполнение финансовых обязательств перед международными партнерами.
Наблюдается критическая ситуация с поступлениями в госказну. В то время, как налоговая еще выполняет заниженный в начале года план по сборам, таможня не собирает и того. Однако и такой результат стал возможным только за счет увеличения фискального давления на «белый» бизнес и вымывания средств из госкомпаний. У экспортеров нет уверенности в своевременном возврате НДС.
Хорошо иллюстрируют ситуацию свежие данные об остатке средств на Едином казначейском счете. По состоянию на 1 ноября он составляет чуть более 15 млрд грн. Это — в 3,5 раза меньше, чем в прошлом году. Учитывая, что основные капитальные расходы (например, на инфраструктурные проекты) в Украине происходят обычно в ноябре и декабре, мы оказались перед реальной угрозой шатдауна, когда будут финансироваться только гарантированные государством социальные выплаты, в частности зарплаты и пенсии. К сожалению, я не исключаю и такого сценария, и что с этим могут быть задержки, учитывая пустую казну. Хотя остановить расходы на медицинскую отрасль в условиях, когда ежедневно бьются очередные антирекорды по количеству инфицированных и умерших от коронавируса, — это стрелять себе в ногу. В политическом смысле.
При этом надеяться на внешних кредиторов — не стоит. И не только в связи с решением Конституционного Суда относительно антикоррупционной реформы, но и из-за отсутствия действенной ежедневной работы по внедрению реформ, согласованных с МВФ и ЕС. Анонсированной реформы налоговой и таможни не произошло, в частности настоящего перехода к единому юридическому лицу. Реформы налогового аудита — не произошло. Ликвидации ДФС и создания Бюро экономической безопасности тоже.
Поэтому, в поиске легких денег за счет остановки реформ, к концу года мы не получили ни денег, ни реформ.