К счастью, эти нервные дни неопределенности, когда мы волновались, не понимая, кто же победил на президентских выборах в США, закончились.
И мы знаем, что Джо Байдену удалось сбросить такого самоуверенного Дональда Трампа с трона, который, как тот считал, принадлежал ему навсегда.
Позвольте мне сдержать свое нескрываемое и громкое ура и поделиться с вами несколькими предыдущими соображениями и впечатлениями, предлагая скорее мысли и чувства, чем анализ. Не буду пытаться сбалансировать видение, оправдывая действия и позиции Трампа.
Я не хочу повторять то, что говорят по этому поводу другие, поэтому вот несколько дополнительных размышлений.
Во-первых, победа Байдена имеет глобальные последствия, которые выходят за рамки того, что она будет означать для самих США или в связи с этим для Украины.
Ведь что для нас Америка? Для моего поколения, тех из нас, кто был детьми жертв коммунизма, она представляла собой надежного лидера свободного мира в борьбе против советской тирании и ее сторонников. Нет, я не слеп в отношении пятен в досье Вашингтона, но я знаю, что без участия США Европа и другие части мира не были бы такими, какие они есть.
Без США не было бы плана Маршалла, который спас и отстроил опустошенную Европу, или НАТО, обеспечившего не только ядерный зонтик, способный сдержать советские ракеты и танки, но и свободное пространство, в котором демократические европейские государства могли восстановиться, воссоединиться и построиться.
Трамп, из-за его тщеславия и пренебрежения к фундаментальным ценностям, поставил все это под сомнение. Он призвал Европу, в частности, Германию, увеличить расходы на обеспечение совместной евроатлантической системы обороны, что само по себе является достаточно справедливым. Но он сделал это таким образом (в то время, когда его личные связи с Россией и Владимиром Путиным вызвали столько вопросов, на которые он никогда не ответил удовлетворительно), что все традиционные связи США и Европы были поставлены под сомнение.
Трамп получил Белый дом в 2016 году, обещая сделать Америку снова великой. Он этого не сделал. На самом деле он добился обратного. Он встревожил мир, создав впечатление, что с непредсказуемым и высокомерным шутом у руля США потеряли свой путь и авторитет, необходимый для лидерства.
То, что Байден поддерживает основные традиционные ценности США и демонстрирует готовность восстановить свои международные обязательства, свидетельствует о том, что Америка способна предотвратить вызванный Трампом вред и восстановить международное уважение к себе как к лидеру и, в случае необходимости, защитника демократических ценностей.
Казалось, у Трампа нет времени ни на кого, кроме себя, и он не слушает никого, кроме себя. В этом он совсем не похож на таких выдающихся своих предшественников, настоящих республиканцев, как тот же Рональд Рейган.
С другой стороны, Байден является продуктом старой, а точнее, традиционной школы, и его победа позволит двухпартийному истеблишменту США перегруппироваться и консолидироваться. Ожидается, что профессионализм, добродетель, последовательность и приверженность общественному благу снова будут иметь преимущество над грубостью, низкопоклонством и элементарным популизмом.
Итак, для НАТО, Европы, соглашений относительно мировых климатических изменений, Украины, Беларуси и т. д., хотя и не для Путина и Москвы, избрание Байдена — это отличная новость — освобождение от кошмара Трампа, на которое многие из нас так надеялись.
Это не означает, что сам «Джо» идеальный и обладает выразительной харизмой и, возможно, той энергией и выносливостью, которая от него ожидается. Важно то, что он успешно провел предвыборную кампанию и, как бы там ни было, уже существенно изменил ситуацию. Его акцент на исцелении, сближении, насколько это возможно, поляризованной Америки — это бальзам для ушей.
В том случае, если бы с новоизбранным президентом, упаси боже, что-то случилось, это создало бы захватывающую перспективу для его преемника. Камала Харрис, с ее ямайско-индийскими корнями, уже является определенным историческим прецедентом блестящей женщины, достигшей столь высокой должности.
Мы можем предположить, что Байден позаботится о том, чтобы она развила свои навыки управления внутриполитической и правовой структурами, должным образом отвечая на те вызовы, которые возникают во внешней политике. Имела ли такой опыт Хиллари Клинтон, прежде чем стать государственным секретарем при президенте Бараке Обаме?
Теперь коротко о Байдене и Украине. Я сомневаюсь, что есть еще кто-то среди политиков США первого эшелона, кто имеет такую же причастность к Украине, как он, и, соответственно, с Восточной и Центральной Европой.
Мой друг и бывший коллега из Вашингтона со времен моей работы на Радио Свобода Марк Помер только что напомнил мне, что интерес и привязанность Байдена к этой части мира имеет глубокие корни. По его словам: «Команда Байдена понимает, что Украина является стержнем Восточной Европы».
Помер мне напомнил: «Байден фактически собственноручно спас Радио Свобода Европа / Радио Свобода в 1993 году. Тогда я был исполнительным директором BIB (двухпартийного управления, контролировавшего международное радиовещание) и тесно сотрудничал с персоналом Байдена. Самое главное, что Байден действительно беспокоился относительно этого вопроса. Он даже пришел на наше заседание совета, чтобы узнать больше о радиостанции».
Новоизбранный президент имеет основательные знания, полученные из первых уст, об Украине и проблемах, с которыми она сталкивается, как во внутренней, так и во внешней сферах. Он бывал в Украине и не только смог лично ознакомиться с существующим положением вещей, но и дал руководителям Украины дельные советы вместе с заверениями в своей непоколебимой поддержке.
Байден остается сторонником Украины, однако он не питает иллюзий относительно того, что она сама должна сделать для дальнейшей поддержки со стороны международного сообщества — в частности, искоренять коррупцию и неизменно оставаться на пути реформ и демократических преобразований.
В 2015 году, когда Байден обратился к украинскому парламенту, он отметил, что сами украинцы должны в полной мере использовать шанс, который им дала история, порвать с прошлым и интегрироваться в евроатлантические структуры и цивилизацию.
Я рад, что грязь, вылитая на Байдена Кремлем (через таких его марионеток, как Андрей Деркач), не дала ожидаемого эффекта. На самом деле эти выстрелы в президента, которые якобы происходили из Украины, даже не были услышаны в решающие дни избирательного периода.
Итак, еще одним бонусом для Украины в этом является то, что такие самоназванные «специалисты по Украине», как Руди Джулиани и другие сомнительные персоны, теперь будут отправлены на свалку истории, а Киев сможет открыть чистую страницу в истории американо-украинских отношений.
Но Байден, как и Европейский Союз или Международный валютный фонд, несомненно, вполне справедливо будет настаивать на том, чтобы Украина последовательно двигалась вперед путем реформ в обмен на мощную внешнюю поддержку, которую она получила от Запада.
Так как новому президенту США теперь придется навести порядок в собственном доме, он также будет ожидать, что руководство Украины действительно услышало сказанное им во время последнего его визита в Киев. Байден четко дал понять и напоминает теперь, что в современном мире никто больше не может надеяться на бесплатные обеды.