Из его названия следует, что он является целевым, то есть призван собирать деньги в бюджеты всех уровней, которые власти затем должны тратить на природоохранные цели. Но. К сожалению, так происходит только в теории. На практике все иначе. Около 45% средств, полученных от эконалога, поступает в госбюджет, остальные 55% - в местные бюджеты. Может показаться, что здесь выдержан баланс и даже есть некий приоритет в сторону децентрализации. Но, если проанализировать отчеты о расходовании средств, становится ясно, что на цели улучшения экологии в конечном счете поступает лишь малая часть собранных денег. Большая часть тратиться на финансирование «социалки». То есть, фактически мы просто проедаем средства, которые должны тратить на охрану окружающей среды. При этом в законодательстве нет нормы об обязательности целевого использования поступлений от эконалога.
Сегодня нам может показаться, что на фоне конституционного кризиса, падения экономики и роста числа заболевших COVID-19, экологические проблемы могут подождать. Но если руководствоваться таким подходом, всегда можно будет найти что-то, кажущееся более важным. В принципе, в Украине всегда что-то происходит: прыгаем из одного кризиса в другой.
Но подобное игнорирование экологии в конце концов приведет к тому, что нам и нашим детям придется дышать грязным воздухом и пить некачественную воду. Разве такого будущего мы хотим? Исправить ситуацию может принятие парламентом законопроектов № 3543-1, № 3632 и № 3631. Они дадут промпредприятиям возможность использовать 70% эконалога на экомодернизацию (выбросов будет в разы меньше), аккумулировать собранные средств в спецфонд (никакого больше нецелевого использования) и контролировать эффективность использования бюджетных денег. Принять эти законопроекты крайне необходимо, чтобы уже сегодня создать фундамент чистого и безопасного будущего для наших потомков.