Одной из серьезных проблем украинской армии является острая нехватка легкой бронированной техники. Причем не только колесной, как то бронетранспортер или бронеавтомобиль 4х4, а даже гусеничной, которой после распада Советского Союза по идее оставалось достаточно много.
Однако уже в ходе войны на Донбассе в 2014-2016 годах в строй пришлось вернуть уже порядком устаревшие машины 1960-х — БМП-1. Причем потребность была настолько большой, что их даже покупали в Восточной Европе. Однако стоит отметить, что доведение БМП-1, как и БМП-2, до реалий современной войны свелось только к установке нового радиооборудования (стандартных для ВСУ Aselsan и Harris), а также новых приборов наблюдения типа тепловизоров. Кардинальная модернизация хотя бы до уровня БМП-1У не проводилась. Но и этих машин на передовой катастрофически не хватает.
Понятно, что лучшим и самым оптимальным вариантом в этой ситуации была бы разработка новой перспективной БМП, тем более что разговоры об этом ведутся по крайней мере последние лет пятнадцать, да и технологические возможности пока еще есть.
В этой связи, возможно, стоит обратить внимание на возобновление производства МТ-ЛБ (многоцелевой транспортер — тягач легкий бронированный) и создание некоей эрзац-БМП на его базе. Конечно, полной заменой для БМП такие машины не будут, однако, например, для движения в прифронтовых территориях такие аппараты незаменимы. Как показывает опыт последних лет войны на Донбассе, главной опасностью для наших колонн снабжения стали мины. И тут даже бронеавтомобиль на гражданской базе (как, например, канадско-эмиратские машины, которые поставлялись в начале войны через КРАЗ) значительно увеличивает шансы выживания личного состава.
Характерно, что и не воюющие страны, и с такими же скромными военными бюджетами, как у нас, активно используют базу МТ-ЛБ для создания боевых машин пехоты. Так, на недавней оружейной выставке HEMUS-2020 в Болгарии местная компания «Металика АБ» представила боевую машину Anakonda — по сути МТ-ЛБ с украинским боевым модулем «Стилет». Стоит сказать, что этот модуль вооружен 30-мм пушкой ЗТМ-2, автоматическим гранатометом АГ-17, 7,62-мм пулеметом и противотанковыми ракетами «Барьер».
Есть и подобные украинские разработки — по большей части от частных компаний. Так, в начале нулевых годов Харьковским конструкторским бюро по машиностроению им. А. А. Морозова были предложены два вооруженных варианта МТ-ЛБ: МТ-ЛБР6 с новой одноместной башней с 30-мм автоматической пушкой ЗТМ-1 со спаренным 7,62-мм пулеметом КТ-7,62 (боекомплект составляет 150 снарядов и 2000 патронов) и МТ-ЛБР7 с более мощным вооружением — боевой модуль «Штурм», в состав которого входило также две пусковые установки ПТУР 9М114М «Конкурс-М» и 30-мм автоматический гранатомет.
Летом 2017 года частная компания «Корт» представила свой проект БМП «ТУР» на базе МТ-ЛБу. По сообщениям от производителя, новая БМП должна была иметь экипаж из трех человек (командир, наводчик, механик-водитель) и перевозить восемь человек десанта, который размещался бы в отсеке в передней части машины. БМП «ТУР» должна была быть вооружена все тем же боевым модулем «Штурм» (как и МТ-ЛБР7).
А на оружейной выставке «Оружие и безопасность-2018» в Киеве другая частная компания «Техимпекс» совместно с Харьковским тракторным заводом представила свой вариант БМП на базе все той же МТ-ЛБу под названием «Плавець». На этот раз, в отличие от «ТУРА», это был полноценный образец даже с установленным вооружением.
Стоит отметить достаточно высокие характеристики новой машины (по крайней мере, на бумаге; видео и фото машины на ходу в открытом доступе нет). Так, при экипаже в три человека она может перевозить 12 человек десанта. При этом установленный дизельный двигатель мощностью 350 л. с. обеспечивает скорость 70 км/ч по шоссе и 10,5 км/ч на плаву.
Изюминкой бронетранспортера является новый боевой модуль БМ-5 «Спис», который фактически является развитием модуля «Штиль-С». Особенность модуля в том, что он может без изменений устанавливаться как на бронированную технику, так и на плавсредства, применяться как в режиме дистанционного управления, так и автономно.
При этом вооружение унифицировано с армейскими и флотскими боевыми модулями «Штурм» и «Парус» и включает 30-мм пушку ЗТМ-1, 30-мм гранатомет АГ-17, 7,62-мм пулемет и два ПТРК «Барьер» отечественного производства. Унифицированным является и комплекс управления огнем «Триада», в составе которого наряду с телевизионными каналами с цветным изображением есть и тепловизионный канал.
Однако даже при дополнительном бронировании бронетранспортеры на базе МТ-ЛБу не могут стать заменой упомянутых БМП-1 и БМП-2. Дело в том, что МТ-ЛБу проектировались как обыкновенный вездеход — гусеничная замена обычного армейского грузовика. И предназначались для транспортировки грузов, использовались как тягачи для буксирования артиллерийских орудий, шасси для монтирования различных устройств, а также как санитарная машина.
Поэтому скорее плюсом, а не минусом была легкая противопульная броня, которая защищает только от пуль калибра 7,62 мм и осколков. А при проектировании БМП, которая предназначена прежде всего для поддержки пехоты на поле боя, это является огромным недостатком. И использование кевларового внутреннего подбоя и противокумулятивных экранов только частично решает эту проблему.
С другой стороны, МТ-ЛБ может стать базой для создания целой серии машин различного назначения. Так, в Мьянме на базе чуть модернизированного шасси МТ-ЛБ с помощью украинских специалистов создается самоходная артиллерийская установка с 105-мм пушкой от китайской колесной бронированной машины WMA301 (PTL02) Assaulter. В России на шасси МТ-ЛБ была создана боевая машина зенитного ракетного комплекса малой дальности «Сосна» с зенитными управляемыми ракетами 9М340 «Сосна-Р» с лазерной лучевой системой наведения, а также пожарный танк.
Хотя понятно, что такие эрзац-БМП могут только несколько разнообразить по функционалу парк БМП-1 и БМП-2, пока не будет разработана полноценная боевая машина пехоты.