Подхватила эту тенденцию и новая власть: на встречах с японцами об этом говорил и Владимир Зеленский, намекал, что японцам надо «пересмотреть сроки реализации проекта» и министр инфраструктуры Владислав Криклий. А в сентябре председатель фракции «Слуга народа» Давид Арахамия прямо заявил, что проект «передадут другой стране и подрядчикам, если за год агентство не начнет строить мост».
Почему Японское агентство по международному сотрудничеству так и не начало строительство, пока неизвестно ( «Наші гроші» отправили запрос). А вот то, что мост стал топ-темой для Президента, министра и председателя пропрезидентской фракции, полностью объяснить нельзя - ориентировочная ожидаемая стоимость строительства мостового перехода составляет рекордные 20,3 миллиарда гривен. Для понимания - это почти вдвое больше самого тендера 2020 года на строительство Запорожского моста. (Никакого обоснования такой немалой цены Укравтодор не предоставил, поэтому мы отправили запрос). И уже на старте этого сверхдорогого проекта мы уже увидели признаки нечестной игры.
На тендер по разработке проектной документации на строительство моста ожидаемой стоимостью 43 млн грн подались три компании - ООО «Интерпроект», ЗАО «Інститут Дніпродіпротранс» и ООО «Международный проектный институт». Бенефициаром последней фирмы до недавнего времени был советник председателя Укравтодора Евгений Петрощук.
«Интерпроект» на аукционе предложил самую выгодную цену 33 миллиона гривен - на 20% ниже ожидаемой стоимости. «Международный проектный институт» - высшую, 41 миллион.
Однако обошлось без существенной экономии государственных средств. Укравтодор отклонил дешевого конкурента фирмы Петрощука. «Интерпроект» выдвинули такие претензии: ошибку в названии лазерной рулетки, а также то, что компания предоставила не все сертификаты на работников, которые были указаны в справке.
Все это ошибки, которые можно исправить. Название рулетки можно легко исправить, а работников, на которых нет квалификационных сертификатов, можно заменить в справке. Однако Николаевская САД не предоставила фирме 24 часа на устранение недостатков, а сразу неправомерно отклонила.
У следующего конкурента родной фирмы Петрощука тоже обнаружились недостатки. «Інститут Дніпродіпротранс» не предоставил квалификационный сертификат на ведущего инженера-проектировщика, что является обязательным требованием ТД для такой должности. То есть просто забыть его подать фирма практически не могла ... И вот имеем два отклонения дешевых конкурентов - и победителем стала родная фирма советника Кубракова.
Директор «Интепроекта» Виктор Черненко еще в 2013 году разрабатывал технико-экономическое обоснование на строительство моста через Южный Буг. Он пояснил, что выполнить качественное проектирование этого объекта можно и на 10миллионов дешевле ожидаемой стоимости Укравтодора.
«Цену на проектирование можно рассчитать тремя способами - с помощью сборника цен на проектные работы, таблиц с ценами Госстандарта, а также посчитав собственные трудозатраты. У нас расчеты тремя способами плюс-минус сошлись, поэтому мы предложили цену на 10 миллионов ниже предложения Укравтодора, и за нее наше предприятие готово спроектировать мост », - сказал он в комментарии« Нашим деньгам ».
10 миллионов на этом тендере - это минус четверть от цены, которую Укравтодор считал объективной и рыночной. Вместе с тем, что цена в 20 млрд на строительство тоже взялась непонятно откуда, становится интересно, сколько сможет «скосить» будущий подрядчик.
Можно не сомневаться, что в случае провала «японских договоренностей», деньги на этот мост будут искать в госбюджете, а строить его будут украинские компании по результатам тендера, который проведут по правилам Укравтодора. А учитывая, что сейчас на миллиардных тендерах нужно подтверждать и финансовую состоятельность участников, кандидатов на подряд окажется совсем немного.
Например вот - пять дорожных компаний, которые в 2020 году выиграли подряды Укравтодора на текущий ремонт и строительство стоимостью от 1 млрд гривен:
- «Onur taahhut»;
- ООО «Автомагистраль-Юг»;
- ООО «Техно-Строй-Центр»;
- ООО «Совместное украинский-немецкое предприятие« Автострада »
- ООО «ПБС».
И эти компании ну очень, очень сильно не любят торговаться. Потому торговаться - значит терять драгоценную маржу.