Мы теряем время и проигрываем бой за будущее Украины
Я не жду, что этот текст найдет массовую поддержку, но у меня накопилось. И пришло время это выплеснуть. Считайте это воплем одинокого в пустыне.
Но может кто-то услышит и поймет. И если хоть что-то поменяется в сознании тех, кому адресуется этот текст, пусть не всех, но некоторых, то результат достигнут.
У меня есть друг. Настоящий. Бывший киевлянин. Живет, правда, далековато от меня. В Израиле, в маленьком, но приятном городке Кирьят-Хаим. Есть у меня еще один друг. Тоже настоящий. И тоже киевлянин. Живет чуть дальше. В Нью-Йорке. Зовут его Саша. А еще есть друг, который живет в Норвегии. Зовут его Шарунас. А Паша живет в Канаде. И он тоже друг. И тоже настоящий. А еще одна моя подруга, которую зовут Ирина, носится по всему Киеву в поисках денег на лечение онкобольных детей. И это при том, что у нее хватает забот и есть работа, которую вместо нее никто не сделает.
Еще один мой друг сейчас болен COVID-19. Но говорит, что пошёл на поправку. Кажется. Еще у меня есть очень близкая подруга Инна. Она живет в Брауншвейге. Кстати, то, что мы называем брауншвейгской колбасой, местные жители таковой не считают. С голландским сыром та же история. Кстати, в Голландии у меня живет еще один старый друг. Бывший киевлянин Марк. Юра и Костя тоже старые друзья. Один из Луцка переехал в Киев и все еще верит в мифологизированных политиков, а второй, коренной киевлянин, абсолютно аполитичен. Я бы даже сказал, что он эталон аполитичности. А недавно у меня появился друг в Китае. Не так, чтобы друг новый, но в Китай он переехал недавно. Пару лет назад. Мы дружим уже… 39 лет. Но Саша теперь живет в Гуанчжоу. А его сын учится в Польше. Мои друзья и их дети живут по всему миру. И все меньше моих друзей остается в Киеве. Они есть. Но их все меньше.
В последние 30 лет друзья разлетелись по всему свету. И это сделал не ветер странствий, а поиск лучшей жизни. Когда они бывают в Киеве, то мы обязательно видимся. Когда я попадаю в их места, то обязательно встречаемся. А если сильно невмоготу, то скайп, вотсап и фейсбук помогают пообщаться. Но это не совсем то. С одной стороны я должен радоваться тому, что их жизнь складывается успешно, и они находят себя на новом месте, и я действительно рад этому, но с другой стороны мне их очень не хватает. Мне не хватает наших посиделок, споров, совместных прогулок и поездок. Мне не хватает их пытливых умов для обсуждения той или иной теории. Мне не хватает их для того, чтобы разделить с ними не только горе, но и радость. Увы, мы часто встречаем поддержку в минуты горя или проблем, но не многие готовы искренне разделить хорошее. Такова жизнь. Но мои друзья могут и то, и другое.
У моих детей есть друзья. И они тоже уже разлетаются по свету. С одной стороны это, видимо, вечный процесс, но с другой… Я вижу, что молодые и талантливые покидают Украину. Покидают с родителями и без, теряя надежду на самореализацию в Украине и не желая терять годы своей жизни в ожидании, пока власть осознает свою ответственность перед ними как гражданами и начнет делать все возможное для того, чтобы они могли реализовать себя дома. Уезжают, не веря в то, что дождутся массовых эволюционных сдвигов во всем обществе, а не только у пассионарной или активной его части.
Покидают не столько с надеждой на лучшую жизнь, сколько с желанием найти себя и самореализоваться, достигнув высот в разных направлениях науки или бизнеса. Они другие. Они лучше нас. И этот процесс исхода нам пока не остановить. Особенно, если учесть, что взрослые заняты разборками и попытками взять финансовые потоки под контроль. Из класса моего старшего сына уехали учиться за границу более половины. И я сомневаюсь, что по окончанию учебы многие из них вернутся. Обоснованно сомневаюсь. Так, кто же тут будет жить и кто будет строить государство? Кто будет платить налоги и наполнять бюджет? Кто будет создавать смыслы и реализовывать проекты в Украине? Фокин с Ермаком? Или Зеленский с Арахамией? Они могут лишь налажать.
Еще один мой близкий друг Тарас, продав восемь лет назад за бесценок свой бизнес и распродав все свои активы, переехал из Киева в Торонто. Мы общались с ним на прошлой неделе. Он сказал, что нашел то ради, чего ехал. Дети счастливы. Они знают, что когда подходят к пешеходному переходу, то их обязательно пропустят. Они знают, что если бегут, то им не будут ставить подножку, чтобы они упали и расквасили нос. Они видят, что в парадных никто не мочится. И возле парадных тоже. Они видят, что закон обязателен для всех. И если его нарушают, то судья примет решение на основании законов и доказательств, а не на основании конверта с деньгами или звонка с Банковой. В колледж они ходят за знаниями и навыками, а не за корочкой. И они видят, как усердие вознаграждается не только признанием в обществе и карьерным ростом, но и поддержкой со стороны государства или фондов, а так же ростом благосостояния.
А главное — они уверены в своем будущем. Нет! Конечно, есть жлобы, реднеки или социопаты. Но они редкость. И если кто-то намусорит не у себя в доме, а в общественном месте, то никому не придет в голову оправдывать его или искать аналогии для оправдания. Никто не начнет приводить пример, что такое где-то еще было и, мол, это нормально. Общество в большинстве своем озвучит, что это ненормально и принудит к исправлению ситуации. Никто не скажет, что при старой власти же тоже гадили. Потому что цель не оправдать, а исправить ситуацию. Именно массовое порицание подобного и привело к тому, что нормы, законы и правила соблюдают практически все. А социопаты… Они есть, но они как раз исключение, а не правило. И детям Тараса это нравится.
Особенно им импонирует терпимость в обществе. Тарас четко отметил, что если в классе лучшие показатели по математике у китайца Лю, то это не мотивирует сказать ему «Вали в свой Китай», а подталкивает детей в классе еще более усердно учить предмет. Если кто-то не согласен с твоим мнением, то в споре главным является не принцип брать на горло, а задача привести осмысленные аргументы, которые переубедят оппонента. Но если аргументы и доказательства оппонента более сильные, то разумно согласиться с ним, если он прав, и совместно добиться максимального результата. И что важно — это верховенство права и подчинение законам. Это дает уверенность в стабильности системы. И это, конечно, нравится не только детям, но и Тарасу. Принцип «моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого гражданина» является основополагающим для здорового общества. И если мы больны, то пора начать лечиться. Я понимаю, что Тарас не вернется. Хотя он на 100% украинец и тут его Родина. И дети его не вернутся. Умные и талантливые дети. Я ни в коем случае не осуждаю его выбор, но сожалею о нем.
И видя, как происходит утечка умов, как уезжают и не возвращаются дети, меня накрывает разочарование. Мы проигрываем этот бой за будущее Украины. Главное не проиграть всю битву. Очень важно сделать все возможное и так качественно изменить ситуацию, чтобы дети тех детей, которые останутся в Украине, не захотели бы уезжать навсегда. А для этого уже сейчас надо начать работу над ошибками.
И начать надо с того, что в диалоге перестать брать за горло, а слушать аргументы. Хватит обвинять всех вокруг, поймите, что и вы несете ответственность за происходящее в той или иной мере как гражданин и как человек. Необходимо прекратить играться в популизм и маккартизм, начать прагматично исходить из возможностей и системно двигаться к требуемому. И хватит оправдывать мерзавцев, даже если это «наши» мерзавцы.
Начните с себя, как бы банально это ни звучало. С себя, своих родных, друзей и близких. А когда из таких людей наберется критическая масса, то изменятся в лучшую сторону не только люди вокруг нас, но и страна, и сама жизнь. Нам всем необходимо перестать жить прошлым, а начать жить ради будущего. У всех это не получится. Потому, что быть хамовитым животным легче, чем нормальным человеком. Вопрос выбора. Так делайте его, чтобы наши с вами друзья жили не только по всему миру, но и в Украине. Я все еще верю, что это возможно. Хотя и я устал ждать того, когда общество повзрослеет.
Процессы эволюции общества в Украине идут крайне медленно, и мы теряем время. А еще у нас проблема с Прометеями. Они банально устали жертвовать свою печень, видя все происходящее. А новые Прометеи не спешат им на подмену. Видят, что это неблагодарный труд и не сильно хотят идти по этому пути. Но без новых Прометеев мы будем и дальше брести в темноте. Поэтому берегите Прометеев. Они есть везде. В системе образования и в медицине, в культуре и в патрульной полиции, в политике и в армии. Если же к ним относиться, как сейчас, то скоро у нас не будет Прометеев, а у меня появятся новые друзья, живущие вне Украины. И тогда это тупик.