В то время, как российские СМИ регулярно, в рамках информационной войны, высмеивали через свои “экспертные” круги украинскую концепцию “москитного флота”, в самой же России для нужд флота использовалась та же самая концепция “волчья стая” – строительство небольшого водоизмещения катеров и кораблей с вооружением, достаточным для нанесения существенного ущерба объектам водоизмещением до 5 000 тонн.
Основная роль в такой концепции была возложена на малые ракетные катера водоизмещением до 1 тыс тонн и вооруженных крылатыми ракетами «Калибр-НК» (КРБД и ПКР), «Оникс», а в перспективе «Циркон». Недорогие и с достаточной огневой мощью, эти МРК хоть и не могли обеспечить превосходства в дальней морской зоне, но для страны, кораблестроение которой с муками выдавало проекты водоизмещением 5 тыс тонн, говорить о строительстве супер-фрегатов, или тем более эсминцев, не говоря уже про авианосцы – не приходилось.
Одним из наиболее перспективных МРК для российского флота был проект 22800 “Каракурт”. Небольшой быстроходный малый ракетный корабль с вооружением, достаточным для того, чтобы, как уничтожать объекты класса корвет и фрегат, так и наносить удары по сухопутным объектам. Однако, уже сейчас очевидно, что даже с таким кораблем у российских кораблестроителей не все “слава богу”.
Так, на прошлой неделе стало известно, что Министерства обороны Российской Федерации расторгло контракт на строительство двух МРК проекта 22800 с АО «Восточная верфь». В результате предприятие вынуждено вводить 4-х дневную рабочую неделю, дабы не увольнять 500 сотрудников, ведь два “Каракурта” составляли половину заказов “Восточной верфи” до 2024 года.
Собственно, Министерство обороны РФ лишило верфь заказа и, по сути, значительно усложнило ей выживание. Но плачевное состояние предприятий ВПК, с каждым годом все более и более ухудшающееся и для нас не являющееся сюрпризом, это одно, а вот причины отказа от двух кораблей министерством – это совсем другое.
Первое, о чем хочется вспомнить, так это о том, что, даже несмотря на то, что Россия, пренебрегая нуждами населения и необходимостью стимуляции экономики в эпоху санкций, пикирующих цен на энергоносители и потери значительной части сырьевого рынка в мире, сохраняет финансирование военного кластера на довольно высоком уровне, этих объемов уже не хватает. Причем не хватает настолько, что приходится сокращать Гособоронзаказ даже там, где строится и сдается в строй. Хотя и в этом плане не все так просто…
Дело в том, что все российское кораблестроение после вторжения России в Украину в 2014 году встретилось с серьезной проблемой отсутствия российских силовых установок после введения украинских санкций. И МРК проекта 22800 был одним из тех кораблей, который оказался без двигателей. Без украинской стороны российские кораблестроители не могли обеспечить силовыми установками целую линейку кораблей — МРК проекта 22800 “Каракурт”, фрегаты проекта 11356 “Буревестник” и т.д.
Производство силовых установок тогда было возложено на ПАО “Звезда”, которое сразу же взялось за штампование дизельных двигателей М507 для альтернативы “Буревестников” – “Каракуртов”. Но штампование это было крайне медленным — всего 1 силовая установка в год!
В результате, получилось так, что МРК проекта 22800 строились на верфях АО “Ленинградский судостроительный завод “Пелла” быстрее, чем ПАО “Звезда” выпускала силовые установки, а двигатель М-507Д-1 был запущен в тестовом режиме только 27 сентября 2018 года. Тогда же, в 2018 году, судостроительный завод «Пелла» подал иск в суд на ПАО «Звезда» суммой 513,6 млн рублей. Завод предъявил многомиллионные претензии в связи с отсутствием поставок дизельных двигателей М-507Д-1-О1-ОМЗ и генераторов ДГАС-315.
На сегодняшний день МРК проекта 22800 спущено на воду 8 единиц, еще 8 продолжают строиться на верфях, но находится в строю всего 2 корабля. В свою очередь, из заказа на 18 кораблей уже вычеркнуто 2 единицы.
А потому, ситуацию с отказом МО РФ от строительства еще двух МРК “Каракурт”, что поставило АО “Восточная верфь” в неудобное, полуголодное положение, можно считать показательной. Ведь речь идет не только о нехватке финансов у МО РФ, голодающих предприятиях ВПК и 4-х дневках на грани увольнения полутысячи сотрудников. Речь идет еще и о том, что великая морская сверхдержава за 6 лет так и не смогла заменить украинские агрегаты и наладить серийное производство силовых установок, казалось бы, для не таких уж и серьезных объектов, как МРК водоизмещением менее 1 тыс тонн. И эти кораблестроители грозят ВМС США неким не существующим авианосцем на 100 тыс тонн?