Комитет по вопросам экологической политики и природопользования, по итогам заседания 9 сентября, даже решил создать рабочую группу в составе представителей общественности, бизнеса и Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов, которая бы качественно доработала законопроект №3091. Альтернативный №3091-1 – отклонили. Законопроект №3417 «Об основах проведения внеплановых мероприятий контроля в сфере охраны окружающей природной среды» решили попробовать интегрировать в №3091.
Одним словом, почти год работы законотворцев полетел псу под хвост. Вот как бывает, когда пишешь закон под конкретные запросы государственного органа с неограниченными коррупционными аппетитами. И при этом игнорируешь реальность, в которой присутствуют здравое мышление и права других участников процесса.
Да, Государственная экологическая инспекция оказалась единственным стэйкхолдером, который после анализа всех трех законопроектов, их поддержал. В то время как Главное научно-экспертное управление ВРУ наработало по законопроекту 16 страниц общих замечаний, в целом назвав документ требующим существенной доработки, громоздким и сложным для восприятия!
Также и экологи констатировали, что в таком виде закон о госэкоконтроле ничего не поменяет в текущей экологической ситуации, более того – усугубит ее из-за чрезмерной декларативности и отсутствия эффективных механизмов контроля.
Бизнес же, памятуя «особенности» работы старого органа, видит между строк нового законопроекта коррупционные риски, которые в итоге породят монстра на рынке надзора.
Остается надеяться, что авторы законопроекта во время его доработки (лучше бы – полного обновления) сконцентрируются на реальной защите природы вместо попыток замаскировать старые схемы в новых законах