Итогами встречи стали договоренности о 20 участках разминирования и 4-х точек разведения войск. Украина в очередной раз актуализировала вопрос обмена пленными и продолжения работы над имплементацией «формулы Штайнмайера».
Вопросом, который вызвал наибольшие дискуссии, стало обращение главы делегации ТКГ Кравчука к Верховной Раде по поводу проверки соответствия постановления о назначении местных выборов закону Украины об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей и Комплексу мер по выполнению Минских соглашений.
Тема выборов в ОРДЛО активно используется РФ. Прежде всего для затягивания переговоров и отсрочки встречи Н4. При этом позиция России более выгодная. Поскольку РФ требует выполнения Минских соглашений в том виде, в котором они подписаны в 2015 и актуальны сейчас. Для Украины же такой сценарий является рисковым. Выборы до возвращения контроля над границей можно будет использовать для легитимации самопровозглашенных республик.
Позиция Украины достаточно шаткая. С одной стороны, нужно выполнять взятые на себя обязательства, в т. ч. и касательно «формулы Штайнмайера». С другой стороны, позиция Украины касательно проведения выборов в ОРДЛО не совпадает с позицией РФ и представителей ВОТ. На фоне этого для РФ создаются благоприятные условия для перекладывания ответственности за срыв встречи Н4 на Украину. При этом возможно и обострение внутренних конфликтов на почве пресечения «красных линий».
Хочу обратить внимание, что каждая из сторон должна выполнять взятые на себя обязательства. Только так можно увидеть прогресс. При этом нужно не забывать и о важных для украинской стороны моментах. В частности, это вопрос проведения выборов на территории ОРДЛО. Считаю это возможным только после восстановления контроля над границей и возможности украинской стороны обеспечить безопасное проведение выборов.