На нынешних выборах президента Беларуси по официальным данным досрочно вроде «проголосовало» 42% белорусов (правда, в Минске только 33%, а вот в Гомельской области — 54%, Могилевской — 50%).
Но куда там Лукашенко до Медведчука. На печально известном референдуме Леонида Кучмы в 2000 году «по народной инициативе» «досрочно» проголосовало аж 54% (!) украинцев. Самая высокая явка была на контролируемом медведчуковской СДПУ (О) Закарпатье — 74%! Как тогда шутили, «горцы спустились с гор, чтобы проголосовать за двухпалатный парламент», а статья «Зеркала недели» о соседней Буковине называлась «Чем дальше в лес и выше в горы, тем активнее электорат». В Донецкой («губернатор» — Виктор Янукович), Луганской («губернатор» — Николай Ефремов), Николаевской областях досрочно проголосовало тогда 66% украинцев. И только в четырех регионах Украины «досрочная» явка была ниже 40%. За досрочное голосование «агитировали» родителей в школах (как отец, это хорошо помню), больных в больницах и тому подобное. И понятно почему. Потому что досрочное голосование позволяло фальсификации.
И именно на этот референдум любит почему-то ссылаться команда Владимира Зеленского. Интересно, что тогдашний Конституционный суд не только снял 2 из 6 вопросов Кучмы, но и обязал подтвердить результаты референдума через парламент — 300 голосов — и Кучма их не смог набрать. А с 2000 года еще и Конституция изменилась!
Поэтому не удивительно, что в 2019 году юрист Руслан Стефанчук не обратил внимания, ни на тогдашнее решение КС, ни на фальсификации. Более того, он отмечал: «Мы не можем игнорировать то, какой процент граждан тогда за это проголосовал (83,9% — автор). Поэтому в качестве политико-правовой основы мы будем учитывать и тот референдум». Спишем это на разгар предвыборной кампании.
Но и летом 2020 года сегодняшний кандидат в мэры Киева Ирина Верещук «хотела бы услышать, что люди говорят по данному вопросу»: помимо рынка земли, ее интересует все та же двухпалатность (непонятная широкой общественности) и сокращение количества депутатов (явно популистская направленность — сокращать, чтобы передвинуть их во вторую палату?)
18 июня 2020 в первом чтении был наконец проголосован президентский законопроект о референдуме в Украине (в предвыборной программе Зеленского «Закон о народовластии» шел под № 1). Второе чтение — осенью.
Закон нужен, кто же с этим будет спорить. Но некоторые положения настораживают, в частности, через референдум возможно отменить закон Украины или отдельные его положения; решить вопросы общегосударственного значения, что не потребует утверждения любым государственным органом (не будет ли это в обход парламента?).
Предложено электронное голосование, для чего надо будет принять соответствующий закон, — звучит хорошо, но как это будет воплощено в наших условиях? Вспомним печально известный транзитный сервер на выборах 2004 года, через который прошли фальсификации. И меня хотят убедить, что сейчас техническое вмешательство в процесс электронного подсчета в условиях тотального контроля президента за силовиками невозможно?
Говорят, что «история учит только тому, что ничему не учит». Поэтому не забывайте:
— о манипуляциях, которые возможны при референдумах — даже «по народной инициативе»;
— электронное голосование может в умелых руках стать аналогом «дДосрочного голосования»;
— подменять референдумами законодательную работу парламента — вещь опасная для демократии.
Ведь именно на референдуме 2004 года было снято конституционное ограничение на два срока пребывания Лукашенко у власти. Последствия белорусы ощущают до сих пор.