Первый вывод и самый важный итог: Украине не придется в одиночку решать эту гигантскую проблему.
Правительство Германии и посольство Британии, Всемирный банк, ЕБРР, USAID, GIZ и другие международные финансовые институты готовы оказать нам поддержку в смягчении социальных и экологических последствий реструктуризации угольной промышленности, а также социально-экономической регенерации угольных регионов.
Сегодня мы обсудили ключевые принципы будущей трансформации:
Во-первых, никаких шоковых мероприятий и одномоментного закрытия шахт и предприятий теплоэнергетики. Трансформация угольных регионов – это перспектива десятилетий. Нарабатывается модель, при которой украинские шахты будут поделены на три категории в зависимости от перспективности.
Второй важный момент – это смягчение социальных, экономических и экологических последствий для территорий. Люди не должны оказаться брошены на произвол судьбы. Это то, что меня интересует прежде всего. Ни одна шахта, ни одна ТЭС не должна быть закрыта, пока горнякам и теплоэнергетикам не будут предложены альтернативные виды занятости. Стоит задача - обеспечить людям максимальные социальные гарантии, переквалификацию, диверсифицировать экономику в моногородах, зависимых от угольных предприятий.
Еще раз подчеркну – это перспектива десятилетий. Но уже сейчас с уверенностью могу сказать, что трансформация пройдет с учетом лучшего мирового опыта. Кроме того, я очень рада, что подготовка к ней ложится в канву плана правительства по экономическому развитию Донбасса.
Вчера его озвучил Вице-премьер Алексей Резников. Считаю, что грамотная трансформация угольных регионов может стать одним из элементов реинтеграции региона. Рада, что правительство это понимает и стремится создать в Донбассе передовую и инновационную экономическую зону.
Я абсолютно уверена – у Донбасса есть будущее.