Кто-то поспешил назвать документ лоббистским. Кто-то считает, что создание еще одного Регулятора – слишком дорогое удовольствие для госбюджета. Я категорически не согласен с такими утверждениями. Запуск НКРТТ позволит бизнесу избавится от произвола госмонополистов и значительно увеличить поступления в бюджет.
Сегодня украинская промышленность, страдает от необоснованно высоких транспортных тарифов. Например, портовые сборы в наших портах в среднем в 3 раза выше, чем в странах Черного моря. Почему так происходит? Потому что портовые сборы устанавливает Мининфраструктуры с подачи госмонополиста, - Администрации морских портов Украины. Последняя не хочет заниматься реформой портовой отрасли. Чтобы показать свою эффективность, АМПУ постоянно инициирует повышение портовых сборов. В результате, госбюджет получает миллиардные прибыли, а экспортеры - миллиардные убытки.
Другой пример – «Укрзализныця». За последние пять лет ж/д тарифы на грузовые перевозки выросли на 54%. Завышенные тарифы позволяют монополисту получать сверхприбыль, уровень которой в 15 раз выше, чем в Германии. Но даже это не помогает «УЗ» быть эффективной. Компания постоянно находится в убытках. Только за первый квартал этого года ее убыток составил 7 млрд. грн. Причины - неумелое управление и тотальная коррупция. При этом, совсем не понятно, чем занимается Наблюдательный совет «УЗ», члены которого получают миллионные зарплаты.
Создание НКРТТ, как независимого Регулятора, позволит привести транспортные тарифы к экономически обоснованному уровню. Госмонополисты больше не смогут завышать тарифы. От этого выиграет экономика и государство. Экспортеры смогут нарастить объемы ж/д перевозок, порты – объемы перевалок грузов, а госбюджет получит больше налогов и сборов. Кроме того, лишение монополистов возможности манипулировать тарифами, подтолкнет их реформирование. В приоритете, - реорганизация «УЗ» путем ее разделения на несколько самостоятельных компаний.