Это второй уход Кучмы с должности главы украинской делегации в Трехсторонний контактной группе по мирному урегулированию. До этого Кучма оставлял пост главы делегации в 2018-м.
Зеленский вернул Кучму в ТКГ на волне полного непонимания процессов мирного урегулирования. Ему необходим был человек, который знает все процессы, которого принимает Запад и с которым готовы говорить. На момент прихода Зеленского к власти в его команде такой человек отсутствовал.
Сейчас у Зеленского есть и команда, и план урегулирования. Есть свои стремления и красные линии. И очень вероятно, что позиции Зеленского и Кучмы могут отличаться. С учетом этого Кучма, во-первых, снимает с себя ответственность за последующие инициативы и шаги украинской делегации. Во-вторых, сохраняет авторитет в глазах западных партнеров и оставляет возможность присоединяться к переговорам, если это потребуется.
Нужно не забывать и о том, что близится год, который Зеленский дал на проверку эффективности Минского процесса. Реанимированный Минск принес результаты в виде обменов пленными и разведения войск. Но этих результатов недостаточно. Отказ от Минска может пагубно сказаться на мирном урегулировании в целом. Более того, разрушение Минска выгодно РФ, которая не оставляет попыток свести ситуацию только в поле украинской ответственности. Именно поэтому отказ от Минска несет риски, но это не исключает возможности внесения корректировок в его работу.
Мирное урегулирование – важный вопрос украинской повестки дня. Но результаты оставляют желать лучшего. Последнее время компромиссы и продвижения – это скорее исключение, а не правило. Зеленский давал Минскому процессу срок в один год, но что придет ему на смену и в чем кроется план В или план С до сих пор неизвестно. Минск пока что единственная площадка для обсуждения процесса урегулирования. Ее воспринимают и в РФ, и на Западе.