Режим тишины в первые же сутки был нарушен
В соответствии с решением Трехсторонней контактной группы от 22 июля, с полуночи 27 июля вступил в силу полный и всеобъемлющий режим прекращения огня на Донбассе.
Накануне президент России Путин и президент Украины Зеленский обсудили по телефону урегулирование ситуации на Донбассе. Режим тишины был нарушен в первые сутки.
Отличие нового перемирия от предыдущих, которые не выполнялись, состоит в дополнительных мерах контроля за соблюдением режима прекращения огня. В случае нарушения одной из сторон режима тишины, стороны обязаны сначала попытаться разрешить вопрос путем переговоров через Совместный центр по контролю и координации (СЦКК), и лишь в случае неудачи они смогут открыть ответный огонь. При этом приказ на ведение ответного огня должен быть обязательно передан в ТКГ. За несоблюдение этих мер в отношении виновных будут применять дисциплинарные взыскания.
Нет оснований предполагать, что принятые меры помогут сдерживать открытие огня. Это, скорее, попытка зафиксировать ответственность нарушителя. Украина стремится найти дополнительное подтверждение, которое должна зафиксировать ОБСЕ, что достижения прогресса на Донбассе происходит исключительно по вине России, тогда как Украина делает все от нее зависящее для мира.
Это направлено, как на западных партнеров, так и на внутреннюю аудиторию. И должно стать поводом для пересмотра переговорного формата и усиления давления на Россию. А также это важно для того, чтобы переговорный процесс не зашел в тупик из-за невыполнения парижских договоренностей.
Риторика РФ не дает оснований говорить о наличии воли прекратить огонь. Наоборот, Кремль акцентирует на внутриукраинском конфликте и отсутствии у него какой-бы то ни было ответственности за нарушение режима тишины. Дело в том, что РФ вышла из СЦКК еще в 2017 году, оставив участниками Центра Украину и ОРДЛО. И даже при нарушении режима тишины со стороны ОРДЛО ОБСЕ не обвинит прямо Россию, а обвинит только представителей «Л/ДНР». Опыт фиксации ОБСЕ нарушений показывает, что ОБСЕ обычно отмечает нарушения с обеих сторон – как со стороны «Л/ДНР», так и со стороны Украины.
Поэтому даже при фиксации ОБСЕ нарушений, они вряд ли станут основанием для усиления давления на Россию. Но не исключено, что это станет поводом для возобновления переговоров в «нормандском формате» на высоком уровне, несмотря на невыполнение парижских соглашений.
К сожалению, в первые же сутки режим тишины был нарушен. В контроле над соблюдением режима прекращения огня важна роль ОБСЕ, которая должна давать ответ на вопрос ответственного за нарушение. Но при этом полномочия ОБСЕ в этом направлении расширены не были – ни увеличения количества наблюдателей, ни полного доступа ко всем пунктам наблюдения. Я думаю, что вопрос эффективного контроля еще нужно дорабатывать.
Тем не менее, договоренность дает нам надежду на тишину, которая является необходимым условием для дальнейших шагов в рамках «Минска».