Зачем Украине министерство промышленности
22 июля Кабинет Министров принял постановление о создании Министерства по вопросам стратегических отраслей промышленности.
Возглавит новое ведомство Олег Уруский, которого ранее назначили на должность вице-премьер-министра – министра по вопросам стратегических отраслей промышленности.
В целом это решение можно оценить позитивно. Ведь около 10 лет, если не больше, в Украине продолжается активная деиндустриализация. Причем с ускорением. Промышленность находится в состоянии глубокой рецессии: с июня прошлого года наблюдается сокращение производства почти по всем позициям, особенно в машиностроении.
На фоне эпидемии коронавируса и введенных карантинных мер промышленное падение ускорилось еще больше.
Промышленность, прежде всего перерабатывающая, является ядром любой экономики. Прочие отрасли, в том числе сфера услуг и IT, строятся вокруг нее. Поэтому я поддерживаю начинания, которые сегодня внедряет правительство и комитет ВРУ по вопросам экономического развития для активации промышленной повестки:
1. Законопроект о локализации. Прохождение этого законопроекта, его принятие и реализация покажут, способна ли украинская власть проводить суверенную экономическую политику, отвечающую национальным интересам (а не интересам международных кредиторов).
2. Законопроекты об индустриальных парках, которые упрощают их создание и управление. На данный момент в Украине зарегистрировано более 40 парков, но подавляющее большинство из них так и не заработали.
3. Создание Министерства по вопросам стратегических отраслей промышленности и назначение Олега Уруского на должность вице-премьер-министра – министра по вопросам стратегических отраслей промышленности. Учитывая, что это опытный промышленник и управленец, надеюсь, он будет заниматься реальными делами, а не формальными декларациями.
Что еще нужно
Очень важно, какую денежно-кредитную политику будет проводить Нацбанк во главе с новым руководителем: будет ли снижена учетная ставка и насколько, активизируется ли кредитование реального сектора экономики. Нацбанк должен переориентировать свою политику на расширение кредитования реального сектора экономики, а не на его сжатие, как это происходит уже несколько лет подряд.
Сейчас НБУ выдает долгосрочные 5-летние кредиты под 6% годовых, но эти деньги уходят на рынок ОВГЗ и попросту вымываются из экономики, не доходя до реального сектора. Уже третий год кряду сокращается кредитование реального сектора украинскими банками, и с этим нужно что-то делать.
Рынок ожидает, что НБУ снизит учетную ставку до 5-5,5%. Но это не значит, что сразу же начнется кредитование экономики. Это необходимое, но недостаточное условие. Чтобы учетная ставка действительно сработала, нужны государственные целевые программы поддержки промышленности по выбранным стратегическим отраслям и подотраслям (инфраструктурные проекты, вагоностроение, производства с высокой долей локализации).
Чтобы деньги не ушли на рынок ОВГЗ или вернулись обратно в депозитные сертификаты Нацбанка, то есть осели где-то вдалеке от реального сектора, а профинансировали создание в Украине рабочих мест, украинское промышленное производство и т.д. Инфляционный эффект при этом будет минимальный, так как деньги будут расходовать не на потребление, а на инвестиции в производство с высокой добавленной стоимостью.
Наконец, нужно все-таки запустить Экспортное-кредитное агентство. Также государственный «Укрэксимбанк» должен начать выполнять свои прямые функции: льготно кредитовать экспорт, а ЭКА может взять на себя функцию страхования экспорта.
Украина имеет промышленный потенциал, над ним нужно работать. Потому что аграрно-сырьевая экономика, к которой скатывается Украина, – это консервация бедности и путь к развалу страны.