Почему я отдал свой голос за главу НБУ
Редкое в последнее время событие, когда СН дала 226 голосов. Назначение Шевченко поддержали депутаты всех фракций, кроме ЕС и Голоса, а также внефракционные, отдав за его кандидатуру всего 332 голоса. После отставки Смолия кандидатура Шевченко была в числе первых.
Назначение Шевченко не сняло полностью обеспокоенность ни в экспертной среде, ни среди международных кредиторов и инвесторов по поводу независимости Нацбанка.
Первая причина тому – неоднозначные сигналы от самого Шевченко. С одной стороны, он называет приоритетными стабильную инфляцию и сотрудничество с международными кредиторами. С другой стороны, он говорит о повышении доступности кредитного ресурса. Также он говорит о том, что инфляционное таргетирование должно быть направлено на создание фундамента для экономического развития. Последние месседжи перекликаются с требованиями ОП и Минэкономики массово раздавать кредиты и повысить уровень инфляции. Вопрос лишь в том, в какой степени планируется упростить кредитование и до какого уровня повысить инфляцию. Пока ответа на этот вопрос нет, обеспокоенность в отношении политики Нацбанка будет сохраняться.
Вторым важным моментом является то, что в НБУ решения принимаются коллегиально. Но после отставки Смолия и непродления полномочий замглавы НБУ Чурия однозначной уверенности в сохранении независимости регулятора нет. Вероятно, первые важные сигналы поступят с первыми инициативами нового главы НБУ в отношении кредитной и инфляционной политики.
Я считаю важными названные новым главой приоритеты финансовой политики, такие как создание условий для развития экономики. Я надеюсь, что правительству и Нацбанку удастся найти компромиссные решения, способствующие росту экономики при сохранении стабильной инфляции и курса.