Промышленность нужно спасать! Это - мотор национальной экономики: если он остановится, нам не выплыть.
Вкратце, напомню, где мы находимся. Украинская экономика все глубже заходит в кризис, вызванный последствиями карантина. По оценке Минэкономики, за январь-апрель 2020 г. ВВП Украины упал на 5%. Прогноз инфляции по году пока составляет 11,6%, падение экспорта – 12%. С промышленностью ситуация еще хуже. Она падала весь прошлый год. С начала 2020-го падение ускорилось. В апреле 2020 г. промышленное производство сократилось на 16,2%, а в мае - на 12,2%. Что в этой ситуации должна делать власть? Все возможное, чтобы помочь экономике преодолеть кризис. Но наша власть почему-то делает все наоборот.
Например, планирует повысить тарифы НЭК «Укрэнерго» на поставку электроэнергии. НКРЭКУ принял предварительное решение о повышении тарифов более чем в 2 раза. По оценкам экспертов, это приведет к росту цены электроэнергии для промышленности на 30%. Больше всего пострадают экспортеры, так как их продукция станет дороже и менее конкурентоспособной. Также под удар попадут водоканалы, больницы, и бюджетные учреждения. В конечном итоге рост тарифа на передачу приведет к удорожанию коммунальных тарифов, стоимости проезда в общественном транспорте, стоимости продуктов питания и т.д. Это ударит по наименее защищенным категориям граждан.
Кроме того, повышение тарифа «Укрэнерго» приведет к увеличению дефицита Гарантированного покупателя для компенсации поставок электроэнергии населению по льготному тарифу. Следовательно, Правительство будет вынуждено увеличить расходы на субсидии для населения. В свою очередь, это приведет к незапланированному росту дефицита бюджета, а значит, - серьезным проблемам для получения второго транша кредита МВФ.
Если сделать пересчет на евро, то конечный тариф на передачу после повышения будет равен 11 евро\Мвт-ч. И тут нас можно будет «поздравить», так как промышленность Украины получит самую высокую ставку этого тарифа в Европе. Для сравнения: металлурги Франции платят всего 1 евро\МВт-ч, в Германии – 7,1 евро\Мвт-ч, в Бельгии – 8,6 евро\Мвт-ч. Сможет ли в таких условиях украинская промышленность выйти из кризиса – вопрос риторический. Для сравнения, правительства Словакии, Италии и Греции идут по диаметрально противоположному пути. Шаг за шагом они снижают ставку тарифа на передачу, чтобы национальные производители смогли сохранить экспортный потенциал.
Позиция НКРЭКУ состоит в том, что повышение тарифа на передачу электроэнергии необходимо, чтобы покрывать убытки от «зеленых» тарифов. В ЕС такая модель считается устаревшей. Среди европейских стран, с которыми Украина торгует электроэнергией, подобное субсидирование есть только в Венгрии. Такие страны, как Польша, Румыния и Словакия применяют другие, более гибкие инструменты. В Великобритании крупные промышленные предприятия освобождены от поддержки зеленой энергетики, в Италии существует льготная ставка дотационного тарифа для ряда секторов промышленности.
Украинскому правительству следует внимательно изучить европейский опыт и отказаться от повышения тарифа на передачу электроэнергии. Чтобы обеспечить субсидирование «зеленых» тарифов власть должна найти другие инструменты, которые не нанесут ущерба промышленности и экономике в целом. В условиях кризиса каждая ошибка имеет двойную цену.