На моей памяти, разрушительные наводнения за последние 30 лет повторяются примерно раз в декаду. 1998, 2008, 2020. Из справочников и рассказов родственников знаю, что было рекордное наводнение в 1969 году, затем серия меньших в последующие годы. Примерно себе представляю, что такое горное наводнение, поскольку, за более, чем три года, которые я уже во взрослом возрасте прожил в горах (пгт Ворохта Ивано-Франковской области), видел собственными глазами и вал воды, и снесенные мосты, и заиленные непроездные дороги, и метровые снегопады, которые делают все дороги условными обозначениями на карте, и обледеневшие и сломанные провода магистральных электросетей, которые на неделю обесточивали города и деревни в мороз -15. Каждый раз восстановление выедает резервы, которые могли бы пригодиться других сферах. Климатические изменения будут играть не на нашей стороне, и стихийные бедствия будут повторяться. Это жизнь. Как изменить свои подходы, чтобы потери становились меньше?
Во-первых, создавать стимулы для добросовестных игроков. Например, страхование строительных сооружений, которое размером ставок отражало бы риски с горизонтом, скажем, 20−25 лет, быстро побудило бы общины крепко задуматься и о разрешениях на застройку, и о профилактике/строительстве инфраструктуры. Особенно, если наполненность страховых фондов будет связана с общественными ресурсами. В результате, умными вложениями можно не только развивать инфраструктуру и повысить качество жизни, но не строя там, где есть риски, можно меньше терять, экономя при этом на ликвидации последствий стихии.
Во-вторых, стратегическое планирование имеет значение. Два десятилетия прошло в XXI веке, а мы с вами и дальше ездим по железным дорогам, которые прокладывались на картах в начале второй половины XIX века! Сеть современных автодорог преимущественно формировалась в первой половине ХХ века. В Карпатах одна из причин по которой люди страдают от наводнений заключается в том, что общины развиваются, в основном, вдоль дорог, а дороги проложены вдоль рек, что для этих самых дорог с коварной периодичностью и становятся основной угрозой. Богатые страны изменили эту практику полтора века назад. Строительство соединительных дорог, которые идут по верхам хребтов или траверсам, стоит дороже, но требует меньше затрат на содержание, чем дороги вдоль рек с большим количеством мостов. Собственно, практически везде в Альпах или Судетах основная сеть горных дорог больше не дублирует реки. Дороги — лишь один из аспектов жизни. Можно так же говорить об образовании или экологии.
Это — пара примеров из гораздо более длинного списка. Но я хочу подчеркнуть другое. Все эти факторы становятся заметными, если горизонт планирования составляет не год-два, а хотя бы одно поколение. Тот, кто живет одним днем, не замечает смены времен года, не говоря уже об отдаленных перспективах изменения человеческих ценностей или климата. Кто из претендентов на местных выборах способен смотреть дальше своей избирательной каденции? Этот вопрос может помочь понять, кому отдать свой голос.