24 июня в российской столице Москве пройдет военный парад в честь 75-летия победы во Второй мировой войне, который должен был состояться 9 мая, но был перенесен из-за эпидемии коронавируса. В гости к Путину прилетят лидеры 12 стран и нелегальных образований, в том числе президент страны-члена НАТО Хорватии Зоран Миланович и лидер непризнанной оккупированной Россией Южной Осетии Анатолий Бибилов.
Парад для Путина – это способ избежать окончательного падения рейтинга, но на фоне коронавируса он вызывает у населения скепсис и раздражение.
Я так понимаю, что Путин собирал сброд – кто согласился, тот и едет. У Хорватии, наверное, есть какой-то политический и экономический интерес, и они решили заодно обсудить его в Кремле. Кроме того, у Хорватии всегда напряженные отношения с Сербией. Страны НАТО ведут самостоятельную внешнюю политику, не диктуемую Альянсом. Они не живут по указке Вашингтона, а ищут решение своих проблем.
То, что президент Хорватии Зоран Миланович будет смотреть парад вместе с главой оккупированной Россией Южной Осетии Анатолием Бибиловым, не значит, что он признает его легитимность. Он просто реализует свои прагматические отношения. Может, Россия им что-то пообещала. Но это не значит, что Хорватия посылает юридическое заявление о признании боевиков. Постоят рядом на мавзолее – и разъедутся.
А вот зачем Путину понадобился парад – это более интересно. Он был необходим по нескольким причинам. Во-первых, парад является преамбулой к голосованию. Это подтверждение того, что все в порядке, эпидемия завершена и взята под контроль, опасаться голосовать не надо. Технически, это свидетельство того, что жизнь возвращается к норме. Во-вторых, Путин думает, что парад – это то, что консолидирует вокруг исторических традиций. Он заставляет вспомнить победу 75-летней давности. И это, как кажется Путину, отраженным светом поднимает его престиж в глазах российских избирателей.
Так исторически получилось, что они весьма милитаризованы. Везде Россия уступала Западу, и только в военной сфере был, скажем так, паритет. Единственное, что, по сути, Путин может предъявить – это победу 75-летней давности. Противопоставить Западу ни в космосе, ни в финансах, ни в науке - нечего. А здесь мы в приоритете. Тем более что значительная часть россиян полагает, что в 1941-1945 году Советский Союз воевал со всем западным миром – уже даже не все знают, что США и Англия воевали на стороне СССР.
Потому Путин примазывается, извините за такое грубое слово, к Победе, произошедшей, когда его еще даже в затее не было - он родился через 7 лет после нее. Но законы политической рекламы и пиара так устроены, что как Иосиф Сталин стоял на мавзолее, так и Путин буде стоять, и хоть какая-то толика отражения Победы ляжет ему в карман.
Путин очень долго к этому готовился. Он, как и все люди, воспитанные в ЧК, очень хорошо понимает, что россияне не только милитаризованы, но и очень подвержены символистическим акциям. Все эти символы очень важны – Победа, Олимпийские игры, чемпионат по футболу. Такие крупные мероприятия всегда сопровождаются скачком самоуважения у нации. После Олимпийских игр были зафиксированы более оптимистические настроения.
Я думаю, что проблема в другом. Люди гордятся Победой и хотели бы видеть парад, но в личную копилку Путина в условиях коронавирусной инфекции это вряд ли принесет много очков. Даже мэр Москвы Сергей Собянин сказал, обращаясь к москвичам, что лучше, если вы посмотрите этот парад по телевизору. То, может, его надо было сразу в телевизоре и провести, как компьютерную игрушку?
Безусловно, есть люди, которые считают, что, несмотря на эпидемию надо выйти и показать, мол, вот, какие мы крутые. Но есть и такие, кто думает, что сейчас не до парадов, лучше бы деньги раздали. Вопрос в том, каких людей больше. Мне кажется, что сейчас происходят неуловимые изменения в человеческой психологии и появляется больше скепсиса. Путин со своим парадом вызывает растущее раздражение вместо восторга.
При всем этом речь идет не о подъеме рейтинга Путина перед голосованием за поправки к Конституции, а о надежде его не уронить. Сейчас поднять Путину рейтинг практически нечем. Было три всплеска популярности, связанные с войнами – чеченской, грузинской и украинской. А в рутинных условиях рейтинг все время шел вниз. Сейчас организовать победоносную войну уже негде. Могут попытаться обострить ситуацию в так называемых ДНР-ЛНР, чтобы сыграли патриотические чувства, мол "наших бьют, русский мир унижают". Но и это пока не получилось – то ли нет денег, то ли не достает решительности. Присоединить Беларусь? "Батька" сопротивляется – и, причем так жестко, что выглядит, скорее, победителем в этой игре.
Потому я думаю, что рейтинг Путина будет продолжать снижаться, и никакой парад его не удержит. Потому что на фоне нарастающего скепсиса растет понимание. Я не скажу, что люди начинают злиться на Путина – еще нет, еще не все. Но он 20 лет рассказывал, что поднимаемся с колен, много чего обещал. Люди верили, многие – из последних сил. Но тут болезнь, а он с ней справиться не может, экономику он поднять не может, зарплаты не растут, цены поднимаются. Раньше все можно было заретушировать военными победами – "зато мы Крым от Украины отрезали! Вот как замечательно!". Все бурно аплодируют. А сейчас что?
Парад – это соломинка, за которую хватается падающий рейтинг Путина. У людей, способных рационально мыслить, он, скорее, вызовет вопросы, чем добавит восторга. Есть в нем что-то искусственное, неискреннее, ненастоящее. И может произойти совсем наоборот - парад приведет к падению рейтинга Путина.
20 лет режим нажимал на одну и ту же военно-патриотическую клавишу – и рос рейтинг. Теперь эта клавиша перестала работать. Знаете, как в телятнице есть такое устройство: теленок нажимает на педаль, и в кормушку сыплется корм. Телята это хорошо понимают. А если хозяин не насыпал в железный ящик еды, то сколько ты мордой не тычься, профита не получаешь. Вот Путин тычет в военно-политическую риторику, а ничего не выпадает. Но он больше ничего не умеет. Да и времени у него нет, чтобы что-то новое придумать.