Народный художник Украины, профессор Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры Украины (НАОМА) Михаил Гуйда – знаковая личность. Его картины неизменно привлекают внимание коллекционеров и любителей искусства на разных континентах. За его творчеством следят украинские искусствоведы и критики. Михаил Гуйда считается лучшим портретистом Украины, а в числе его учеников – ведущие украинские живописцы. Впрочем, жизнь известного художника полна удивительных событий и один из них тесно связан с Китаем. Cтоличные арт-круги мало знакомы с этой страницей биографии Михаила Гуйды и многое, о чем говорят, строится на догадках. Именно поэтому мы встречаемся в киевской мастерской художника, чтобы говорить не столько о творчестве, а о китайском периоде.
Михаил Евгеньевич, как Китай пришел в Вашу жизнь?
Я давно увлекался Востоком, его культурой и философией. Хотя вначале довелось побывать в Японии (Киото) с выставкой молодых художников. Тогда мы собрали работы многих – А. Власова, Е. Гордийца, А. Кантемирова, Оксаны Слеты, А. Чебыкина и многих других, тогда еще молодых киевских художников… Поездка меня вдохновила и позволила воочию насладиться тем, что до этого приходилось видеть только на страницах альбомов. Хотя этой выставкой отношения с японской стороной и ограничились. Позже, в 1996 году в Академию обратилась китайская фирма, работающая с РФ и Украиной с предложением расписать торговый дом. Проект курировал Анатолий Гайдамака, а я должен был сделать росписи. Проект был успешно реализован, но дальше этого дело не пошло. Только спустя 3 года, когда меня пригласили преподавать в Чжэцзянском педагогическом университете, я с радостью принял предложение. Для меня это было, прежде всего, счастливой возможностью пожить там длительный период, окунуться с головой в культуру и традиции.
Как Вы думаете, почему в Китае возник большой интерес к европейской изобразительной школе? Ведь китайская традиция принципиально другая.
Китайцы – высокоорганизованный, культурный и воспитанный народ. Видимо, их стержень – каллиграфия и дает тонкое и глубокое понимание живописи. Нигде в мире, кроме Италии, я не встречал такого уважения к изобразительному искусству. А стремление изучить реалистическую школу живописи объясняю общими тенденциями, которые господствуют сегодня в Китае – учиться, брать на вооружение все новое. Китайцы уверены, что детей с ранних лет следует обучать различным видам искусства. Даже если к этому нет особых наклонностей, и это не станет в будущем их профессией. Даже в самом маленьком городке можно встретить, как минимум, 2–3 музея. В крупных центрах проходит огромное количество выставок самого высокого уровня, как например, из музеев Прадо, Лувр, Д’орсе.
Расскажите о Вашей преподавательской деятельности в Китае.
Вначале я год преподавал в Чжэцзянском педагогическом университете, готовил преподавателей живописи и рисунка. Сейчас я – почетный профессор нескольких университетов, периодически курирую различные проекты, как, например, живописные пленеры или мастер-классы. Три года назад открылся Гуйда арт-центр «Академия», в котором проходят обучение зрелые художники, в основном из числа преподавателей школ, студий, университетов. Обучение предполагает интенсивный месячный курс, каких в течении года бывает два – осенью и весной в разных уголках Китая. Для музеев, университетов или городских властей, которые приглашают нас, это престижно и сразу же поднимает уровень. Как правило, набираем на курс не более 25 студентов при том, что обычно подают заявки более 60 художников. Из-за карантина отменились весенние занятия 2020 года. До этого собирались вместе осенью 2019 года в городе Циндао. После окончания интенсива проводим отчетные выставки.
Ваши помощники в преподавательской деятельности?
Обычно, мне помогают те из моих китайских учеников, которые раньше учились в моей мастерской в НАОМА. Также, из Украины приезжает мой ассистент Олег Ясенев. Часто привозим украинскую натуру, так как студентам интересно порисовать именно европейцев.
Михаил Гуйда с учениками
Не потерян ли интерес китайцев к обучению в НАОМА?
В моей мастерской в этом году заканчивает обучение 5 китайских студентов. Ситуация не измениться и в следующем году. Хотя, сегодня многие приезжают и поступают в магистратуру, закончив бакалаврат в Китае.
Михаил Гуйда с учениками
Ваше мнение о китайских студентах и чем они отличаются от украинских?
Прежде всего, дисциплиной. Родители не позволят своим детям учиться вполсилы, лишь бы как. Удивительно, но, приезжая в Киев, китайские студенты быстро перенимают у наших не самые лучшие привычки. Я бы отметил еще одно удивительное свойство китайских студентов – они схватывают все на лету, цепко и жадно следят за каждым твоим словом или жестом.
Михаил Гуйда с учениками
А как Вы с ними общаетесь?
Практически вся молодежь знает английский язык. Да и я могу общаться по-китайски на бытовом уровне. В Китае в особых случаях мне помогает ассистентка, которая хорошо знает русский. То есть, языкового барьера – нет.
Сегодня Ваше творчество хорошо известно в Поднебесной. Проходят выставки, печатаются солидные альбомы, о миллионных тиражах которых в Киеве ходят легенды.
Китайцы издали 5 больших альбомов о моем творчестве. У нас тиражи каталогов, которые печатают художники, редко превышают 1000 единиц. А там самый маленький – 3000. Впрочем, все зависит от покупателей. Мой первый китайский каталог был издан тиражом 5000 экземпляров, которые быстро разошлись. Поэтому издательство допечатывало его несколько раз. В Пекине альбом был издан тиражом 10 000, который также быстро разошелся. Здесь существует практика, когда издательства сами обращаются к художнику с предложением.
У нас ситуация прямо противоположная. Художник ищет издательство и средства, чтобы напечатать свой альбом…
В Китае моим продвижением занимается крупнейшая в мире компания Art Tron. Кстати, согласно опросу, проведенному компанией среди зрителей и почитателей, я вошел в ТОП-10 лучших китайских художников! И поскольку в КНР, где все решает потребитель, присутствует огромный интерес ко всему новому и неизвестному, то не сложно предположить, что продукция издательств будет востребованной.
Центральная часть триптиха "Большой Шелковый путь" - Караван (фрагмент). 250х200
«Глубокое погружение» не могло не сказаться на Вашем творчестве и сегодня китайские мотивы можно наблюдать как в живописи, так и в графике.
Модернизм и постмодернизм построены на восточных мотивах. Увлечение востоком можно проследить в работах тех же Климта или Ван Гога… Когда я оказался в Китае, то стал много читать и смотреть, изучать и общаться. Все это логично отобразилось в моем творчестве. Первая персональная выставка состоялась в Ханчжоу в 2004 году и с той поры ежегодно проходит 1–2 персональные выставки. Выставляюсь, как правило, в ведущих музеях таких крупных центров, как Пекин, Шанхай, Хангджоу, Шеньжень. В 2008 году, к примеру, в Пекине к ХХІХ Летним Олимпийским играм состоялась художественная выставка живописи известнейших китайских художников, где впервые в качестве участника оказался европеец – Ваш покорный слуга. По приглашению Министерства культуры КНР и Китайской академии искусств я участвовал в конкурсе «Шелковый путь», в котором принимали участие известнейшие художники – 50 иностранных и 200 китайских. Был напечатан каталог, мы готовились к выставке, которая должна была состоятся весной 2020 года. Увы, пока что проведение проекта перенесено, а сроки не определены. Предполагалось, что вначале выставка состоится в Пекине, а потом – во всех крупных городах КНР и по всему Шелковому пути до Европы. Проект реализуется под непосредственным руководством Председателя КНР.
Центральная часть триптиха "Большой Шелковый путь" - Караван (фрагмент). 250х200
Почему проект «Шелковый путь» имеет конкурсную основу?
Всем художникам проекта оплачивается создание произведений. Но пришлось пройти жесточайший отбор, в результате которого был избран мой эскиз – триптих «Большой Шелковый путь». Отбор – обязательное условие для всех приглашенных участников. Во время работы над триптихом, а это было в Киеве, я постоянно отправлял организаторам фото различных этапов его создания. Когда в Киев приехал один из Вице-президентов Китайской академии искусств, то одним из пунктов его визита было посещение моей мастерской и просмотр создающегося триптиха «вживую».
Предварительные картоны триптиха "Большой Шелковый путь"
Расскажите о триптихе подробнее…
Не скрою, что работа над ним очень вдохновляла, но, вместе с тем, была невероятно ответственной – большое историческое произведение требовало огромной подготовительной работы, всестороннего изучения материала. На левой части триптиха изображены европейские купцы, прибывшие в Китай. На правой части – китайские купцы, приехавшие в Европу. Центральная часть – караван в Средней Азии. В целом в триптихе присутствует до 150 персонажей. Для создания каталога с целью максимально точной цветопередачи триптих был целиком отсканирован в специальных огромных сканерах. А не сфотографирован, как обычно поступают издательства.
Правая часть триптиха "Большой Шелковый путь" - Встреча китайских купцов (фрагмент). 280х200
Наверное, у Вас большое количество китайских поклонников из числа коллекционеров?
Коллекционирование – это элитное увлечение, доступное не всем. Однако в Китае наблюдаются колоссальные тенденции развития. И я бы сказал, что китайская публика не просто готова к коллекционированию – это стало модным занятием, прочно вошедшим в жизнь общества. Помимо этого, государство выделяет огромные средства на приобретение произведений искусства для китайских музеев. Например, Пекинский музей купил у меня большую картину, посвященную И. Мазепе. И это не удивительно, поскольку историческое полотно – большая редкость во всем мире.
Левая часть триптиха "Большой Шелковый путь" - Европейцы в Поднебесной (фрагмент). 280х200