Как Украина ракетные технологии сливает за копейки
В наследство от СССР Украине достался развитый ВПК, который на протяжении почти трех десятилетий обогащает директоров предприятий и конструкторских бюро.
Наша страна стала стабильным поставщиком высоких технологий, часто распродавая их за копейки. По ходу государство получает множественные проблемы из-за того, что не может пресечь распродажу технологий.
Недавняя нашумевшая история с продажей завода «Мотор-Сич» Китаю – это вершина айсберга. За кулисами остаются множество более мелких, но не менее важных для безопасности Украины, историй.
Как известно, Украина получила в наследство от СССР развитое ракетостроение, которое интересует, как лидеров отрасли, так и те страны, что пытаются получить ракетные технологии.
Украинские средства массовой информации периодически информируют общество об успехах СБУ в предотвращении хищения украинских разработок в ракетостроительной отрасли. Например, в мае 2020 сотрудники СБУ задержали шпиона ФСБ РФ, который собирал сведения о военных разработках Украины в ракетостроительной отрасли. В 2011 году СМИ проинформировали об аресте северокорейских шпионов (!), которые пытались похитить чертежи украинских ракет. В общем, Украина постоянно находится под пристальным вниманием иностранных разведывательных служб. Но стоит иностранным разведкам рисковать своими сотрудниками, когда такую информацию можно получить официально и по дешевке?
Рассмотрим ситуацию, которая сложилась с попыткой КБ «Южное» продать за 300 тыс. евро конструкторскую документацию на ракетный двигатель тягой до 10 тс немецкой компании Rocket Factory Augsburg (RFA), аффилированной компании немецкой корпорации OHB. Эту информацию нам сообщили источники в «Укроборонпроме».
Этот вопрос имеет несколько важных составляющих:
Во-первых, КБ «Южное» пытается продать конструкторскую документацию, которая была сделана на основе конструкторской документации времен СССР - ракетный двигатель РД8. Он является рулевым двигателем второй ступени ракеты-носителя «Зенит», который производится на «Южмаше».
Во-вторых, КБ «Южное» за разработку двигателя РД809 на базе ракетного двигателя РД8 выторговало с заказчика в Королевстве Саудовская Аравия почти за 70 млн.долларов! Победа? Считаю, что да, потому что нет никаких сомнений в том, что производство такого ракетного двигателя Саудовская Аравия самостоятельно не сможет сделать, и велика вероятность того, что этот двигатель в дальнейшем будет производиться именно в Украине. Саудовский контракт позволил Украине интенсифицировать разработку собственного ударного ракетного комплекса «Гром», который должен заменить морально и технически устаревшие системы типа «Скад» и «Точка-У.
Как сообщали украинские и зарубежные СМИ, сотрудничество между КБ «Южное» и Институтом космических исследований Саудовской Аравии, более известного как Город науки и технологий короля Абдулазиза King Abdulaziz City for Science and Technology (KACST), началось после 2014 года.
Саудовская Аравия выделила на научно-исследовательские работы (НИОКР) по созданию новой ракетной системы «Гром» около $68 млн. Называлась и сумма в $200 млн., которая могла включать другие виды поддержки, в виде закупки оборудования, создания новых производственных участков и т.д. Как писал UBR.ua, «в начале 2019 года, со ссылкой на источник в саудовских вооруженных силах, ряд зарубежных СМИ сообщали, что первые компоненты ОТРК (оперативно-тактического ракетного комплекса) — двигатели для ракет, запчасти и несколько типов боеголовок с полуактивной и активной системами поиска целей, уже поступили в ближневосточное королевство. Постановка на вооружение нового комплекса запланирована в 2022 году. При этом новый ракетный комплекс «Гром» в экспортном варианте способен наносить удары на расстоянии 50-280 километров, а для в варианте для ВСУ до 500 км. Появление такого ОТРК на вооружении украинской армии несомненно резко усилило бы ее боеспособность. Учитывая, что конструкция ракеты позволяет увеличить дальность полета «Грома» до 1500 км, Украина может получить комплекс, способный в случае необходимости «достать» не только Москву, но и Санкт-Петербург и другие важнейшие города России.
Так в чем проблема?
Проблема в том, что КБ «Южное» пытается перепродать немецкой компании RFA конструкторскую документацию, созданную по контракту с Саудовской Аравией.
В связи с этим возникают сразу несколько вопросов.
Начнем с проблемы бизнес-этики: насколько корректным является то, что конструкторская документация, созданная за деньги одного коммерческого заказчика, перепродается другому потребителю более чем в 100 раз дешевле? Может КБ «Южное» вообще перепродавать созданную за чужие деньги конструкторскую документацию? Не приведет ли это к тому, что документация, что раньше создавалась КБ «Южное» за государственные средства, не окажется в другой стране только потому, что госслужащие «забыли» включить в контракты с КБ «Южное» пункт, что вся созданная продукция (включая научно-техническую) остается в собственности заказчика?
Кроме того, возникает вопрос относительно того, насколько отвечает государственным интересам Украины попытки КБ «Южное» продать конструкторскую документацию в Германию? Получат ли украинские предприятия разрешения BAFA (Федеральное ведомство экономики и экспортного контроля Германии) на высокотехнологичную продукцию, произведенную в ФРГ? Думаю, что нет!
Кроме того, сомнения в том, что на этапе оформления разрешительных документов на экспорт конструкторской документации на ракетный двигатель разработки КБ «Южное», служба экспортного контроля Украины запрашивала министерства и ведомства Украины об имеющихся торговых проблемах с Германией. Например, о запрете со стороны ФРГ на продажу высокоточных станков, которые производятся в Германии. Или военной техники, боеприпасов в которых нуждается украинская армия? Ответ также будет отрицательным.
Наконец, наиболее важный вопрос: «А отвечает ли это интересам космической отрасли Украины в долгосрочном плане?». Ответ очевиден: «Нет». Ибо продажа конструкторской документации на ракетный двигатель только создаст еще одного конкурента для космической отрасли Украины:
А) Передача конструкторской документации на ракетный двигатель немецкой компании может ускорить начало эксплуатации будущей европейской ракеты-носителя «Вега-С», где вместо украинских двигателей 4-й степени РД-843 будут использоваться немецкие ракетные двигатели. Общие потери украинских компаний космической отрасли составят от 1,5 до 2 млн. евро в год. Кстати, данная ситуация напоминает то, что уже произошло в авиационной сфере, когда Украина долго и нудно вела переговоры о том, чтобы военно-транспортный самолет Ан-70 покупали страны ЕС. Airbus проявил интерес к самолету ровно до того момента, пока ряд наработок украинских авиакострукторов не появились в собственном проекте А-400. В результате Airbus уже произвел несколько десятков А-400, а Ан-70 почти 30 лет летает в единственном экземпляре с «перспективой вот-вот завоевать рынок». К сожалению, рынок высоких технологий очень конкурентен и никто не хочет сдавать свои позиции. Потому игроки борются за каждый доллар. Но не Украина.
Б) Когда мы говорим о конкурентах космической отрасли Украины, недостаточно только говорить о деньгах - еще необходимо иметь в виду время! Разработка ракетно-космической техники требует много времени. Так, например, разработка ракеты-носителя «Циклон-4» началась в 2005 году и планируется к завершению в 2020 году. В рамках программы «Циклон-4» разрабатывается двигатель 3-й степени с характеристиками, равны двигателю, конструкторскую документацию которого КБ «Южное» планирует продать в Германию! И вот КБ «Южное» планирует продать за 300 тыс. евро свои разработки, на которые ушло много лет. Самое смешное, что эти 300 тыс. евро не покрывают даже месячный фонд оплаты труда своих работников!
Резюме:
1. В случае реализации контракта с немцами КБ «Южное» получит менее чем месячный фонд оплаты труда своих работников;
2. Украина, как государство, не получит никаких встречных привилегий в торговле с Германией, продавая высокую технологию, пока Германия блокирует нам поставки высотехнологичного оборудования. То есть нет никакого согласований интересов государства между различными отраслями;
3. Ускоряется создание в Германии конкурента космической отрасли Украины, причем непосредственно в проектах, где Украина могла бы зарабатывать миллионы долларов;
4. Наверняка возникнут серьезные проблемы с предыдущим заказчиком КБ «Южное» - Королевством Саудовская Аравия. Кроме того, возникнут проблемы с потенциальным заказчиками ракетной техники у Украины, поскольку никто не захочет связываться со производителем, который распродает оплаченные ноу-хау третьим лицам.
Эта ситуация является хорошей иллюстрацией жалкого положения украинского ВПК. За копейки мы готовы распродавать высокие технологии, подставлять заказчиков, а потом жаловаться, что "нет денег", клянчить средства из государственного бюджета на «поддержку отечественного производителя». Как говорится, "чому бідні, бо дурні, чому дурні, бо бідні".