Энергия увиденного в живописи Юрия Шаповала
Полтавского живописца Юрия Шаповала можно смело называть самородком: художник никогда не учился в художественных студиях, училищах или институтах, у него не было преподавателей или учителей. Все, с чем Юрий пришел в арт-пространство, он постигал самостоятельно, опираясь только на интуицию, видение и талант.
Полтавского живописца Юрия Шаповала можно смело называть самородком: художник никогда не учился в художественных студиях, училищах или институтах, у него не было преподавателей или учителей. Все, с чем Юрий пришел в арт-пространство, он постигал самостоятельно, опираясь только на интуицию, видение и талант.
Как-то в пестрой ленте социальных сетей мое внимание привлекла одна картина. Теперь уж не вспомню, что именно бросилось в глаза, но то, что она заметно выделялась, вынудило обратиться к другим работам Юрия Шаповала. Так состоялось знакомство с творчеством художника, который выбрал для себя пленерную живопись, позволяющую творить и реализовываться, а также учиться и постигать тайны живописного мастерства.
В живописи Юрия отсутствует фальш и есть щемящая острая нотка – акцент, чувствуется особый взгляд и настрой. Художник не отвлекается на несущественные моменты – он предельно сконцентрирован на достижении поставленной цели. Чувствуется, что автору крайне важно передать языком живописной пластики то очарование, которое стало движущей силой и подтолкнуло взяться за кисти.
Рисование появилось в жизни Юрия Шаповала в глубоком детстве, когда пришло понимание того, что он рисует чуть-чуть лучше сверстников. Мальчик воспользовался красками отца, который иногда, под настроение, рисовал. Но, почему-то в силу непонятных обстоятельств Юрий не обратился ни в студии или кружки, а рисовал самостоятельно. Впрочем, те первые шаги не были показательными или решающими. По окончании школы Юрий продолжил образование в медицинском училище, а затем в техническом университете на экономическом факультете. Но потом в жизнь Юрия пришла живопись. Как говорит художник, к этому его подтолкнула притча о талантах. И тогда молодой человек вспомнил свои детские пробы, вспомнил, как ложится краска под уверенным мазком, и ему показалось, что это очень важно – не закопать свой талант в землю. «Я словно проснулся. Стал активно посещать выставки, много смотреть».
Именно этот поступок Юрия Шаповала заставляет задуматься. Впрочем, ответов на многие вопросы найти не удалось, да и сам художник немногословен по этому поводу. Неужели в нем был заложен настолько большой талант, который не позволил продолжить свою жизнь тихо, спокойно и обеспеченно? Неужели то, что в нем долгие годы жило, настолько сильно повлияло на решение молодого человека, который забросил популярную ныне профессию и взялся за кисти и краски?
Поначалу Юрий делал копии Айвазовского, Васильковского и других. Но подобная деятельность надоела художнику, который был готов к освоению новых высот. «Несмотря на то, что копии были востребованы и неплохо продавались, такой путь показался мне тупиковым. Зачем всю жизнь копировать что-то? Мне хотелось большего, расширить горизонты, начать творить».
Вскоре у Юрия Шаповала появился товарищ, полтавский художник Денис Городничий, с которым Юрий иногда отправлялся на пленеры. «Мне нравились его работы, и я старался на него равняться. Меня подхлестывало то, что у него получалось лучше, чем у меня».
Автор уверен, что решающим фактором в судьбе и творчестве художника является колоссальная работоспособность. И только 5% художник отводит таланту.
Сегодня Юрий Шаповал – постоянный участник живописных пленеров, в том числе международных. Художник рассказывает о том, что принимать участие в пленере, когда все организовано и остается только писать, безусловно – хорошее дело, помогающее творческому процессу. Хотя, по его замечанию, ему везде хорошо работается, в том числе – в одиночестве. Юрий настолько самодостаточен, что не нуждается в компании единомышленников или друзей. На пленере для него главное – это сам пленер и то, что создается в результате этой деятельности. «Изначально мне казалось, что есть смысл в максимально точном копировании натуры. Сегодня мое понимание изменилось, и я стремлюсь передавать характер и энергию увиденного. Я стал свободнее писать, утрировать при том, что главное для меня – это передача состояния».
Юрий Шаповал уверен, что не стоит думать о коммерческой составляющей процесса. «Картина, написанная искренне – всегда будет востребованной. Зритель сразу это почувствует. Я знаю, о чем говорю, потому что у меня за плечами большой опыт рисования на продажу».
Художник любит рисовать ночь и зиму. «В ночном городском пейзаже – столько живописи! Ночью под неоновым светом фар и витрин все преображается. Становится мистическим и загадочным, а оттого – волнующим. Все обобщено и нет ничего лишнего».
Юрий Шаповал абсолютно уверен, что никаких «вдруг» в его жизни больше не произойдет. Творчество в его жизни – это навсегда. А художник, по его глубокому убеждению автора – это не профессия, а призвание.