Шесть лет войны на востоке Украины, а любовь к "Русскому миру" только крепнет
Интервью Гордона с террористом Гиркиным, а до этого интервью с «известным адвокатом» Портновым свидетельствуют лишь об одном: есть большой спрос на такой контент среди украинского населения.
«Русский мир» никуда не делся, количество его сторонников за последние шесть лет не уменьшилось. Как и прежде, они уверены, что войну начала Украина, что «бандеровцы» убивают мирных граждан. Значительная часть этих людей проголосовала за Зеленского в надежде, что он быстро вернет Украину в российскую орбиту (по крайней мере для них в паре Порошенко-Зеленский выбор был очевиден). Сегодня они понимают, что эти надежды напрасны, и на следующих выборах не ошибутся и проголосуют за пророссийские партии. Это символ полного провала политики идентичности за последние годы — и политики «Армія, мова, віра», и политики «какая разница». Оба подхода неэффективны и ведут в ад.
1. Вы не можете убедить носителей другой идентичности принять вашу идентичность, если она чужая.
2. Вы не можете убедить носителей любой идентичности, чтобы все поснимали идентичности и жили без них.
3. Носители чужой идентичности делятся на три основные группы: группа Х готова поменять идентичность на определенных условиях, группа Y не готова отказаться от идентичности, группа Z готова выстроить сложную идентичность. Третья группа точно в меньшинстве (как всегда, готовые к большей сложности являются меньшинством), соотношение первой и второй групп требует исследований, хотя, на мой взгляд, первая все же больше.
4. Группа X не поменяет советское культурное наследие на Лесю Украинку и Лину Костенко, вышиванки и веночки, для них это неприемлемо и невозможно, потому что чужое. Но эта группа с радостью поменяет бедную жизнь на богатую. Выезжая в Германию, Канаду или Израиль, эти люди охотно становятся там немцами, канадцами или израильтянами (последний случай является сложным, потому что большая пропорция приводит к большей свободе пользования старой идентичностью, что является источником проблем). Очень простыми словами: экономические реформы превратят Украину в богатую страну, а этих людей в нормальных политических украинцев. Советский телевизор прекрасно меняется на европейский холодильник.
На сегодняшний день не очевидно, что Украина предлагает лучший экономический выбор, чем Россия. ВВП на душу меньше, доходы домохозяйств меньше, экономическая свобода меньше. Это основное поле нашей борьбы.
5. Группа Y — это преданные сторонники России и СССР. Их не купишь полным холодильником: даже это не заставит их изменить российскому телевизору. Они составят антагонистическое нерастворимое меньшинство, как в Латвии или Эстонии. Здесь единственным решением будет хрупкий компромисс: эмиграция, тихая жизнь в богатой Украине или куча проблем с законом, на ваш выбор.
6. Группа Z наиболее сложная — это обычно хорошо образованные и умные люди, люди бизнеса, творчества и культуры. Им не интересна русская попса или сериалы про ментов, но они не готовы отказаться от Пастернака, Высоцкого или Рязанова. Им нужно дать возможность строить в Украине украинское русское меньшинство, так же как существуют другие украинские меньшинства — армянское, азербайджанское, еврейскаяое, крымскотатарское и другие. К сожалению, во время войны это сложно, но нужно, а после войны вообще нет преград.
На самом деле есть еще одна группа — люди, в голове которых прекрасно сосуществуют глухой совок, украинские вышиванки и российская попса, а также Битлы и Кашпировский. Но на нее можно не обращать внимания, это безобидное магическое меньшинство.
Ключевой элемент стратегии — это полный холодильник против российского телевизора для переворачивания критической массы группы X.
А какая альтернатива? Всех заставить говорить на украинском? Запретить олигархическое телевидение? Выслать всех в Россию?
Можете закидать меня помидорами, но отрицание существования проблемы не является лучшим путем к ее решению.
Современное мультикультурное общество является идеалом, к которому трудно прийти. Оно не взялось неизвестно откуда, не подарено хорошим дядей. Это результат длительного развития, результат всех страданий ХХ столетия. Создание современной политической нации — необходимый, неизбежный путь.