Акварели Марины Ольховой
Творческие поиски киевской художницы Марины Ольховой сосредоточены на акварели. Сложнейшая техника, требующая мастерства, знаний и виртуозности позволяет Марине создавать великолепные, насыщенные светом и прозрачностью листы.
Творческие поиски киевской художницы Марины Ольховой сосредоточены на акварели. Сложнейшая техника, требующая мастерства, знаний и виртуозности позволяет Марине создавать великолепные, насыщенные светом и прозрачностью листы.
Марина Ольхова с детства знала, что будет только художником. Этому способствовала, прежде всего, среда, в которой художница родилась и выросла. И, несмотря на то, что родители Марины – живописцы Александр Ольхов и Татьяна Красная, первым учителем в жизни художницы стал дедушка, заслуженный художник Украины, профессор Киевского художественного института Иван Красный.
Марина вспоминает, что каждые выходные она приходила к нему в мастерскую и сразу же попадала в атмосферу искусства, впитывала ее и училась. «Дедушка был необыкновенным педагогом. Он очень любил детей и умел тонко подсказать. Подсказать – не убивая. У меня сохранилось несколько работ, которые я создала под его руководством, когда мне было лет 8–10». Именно личность Ивана Красного, его неповторимые работы и умение учить настроили Марину на желание освоить эту сложнейшую технику акварели и стать акварелистом.
Впоследствии, обучение Марины, продолжилось в республиканской художественной школе у Льва Призанта, который очень помог художнице и передал те бесценные знания об искусстве акварели, которые Иван Красный не успел передать внучке.
Марина своеобразно комментирует некоторые этапы обучения в школе: «Я с детства не хотела писать маслом. У меня был внутренний протест, хотя это требовалось по школьной программе». Художница уверена, что в период обучения искусству масляной живописи случилось то, от чего она избавляется до сих пор и бесконечно благодарна Олегу Животкову, в класс которого ей посчастливилось попасть, который разрешал ученикам выбирать приемлемые для себя техники.
«Могу сказать, что в плане обучения искусству акварели мне не у кого было учиться в стенах Академии». Поэтому художница, обучаясь в Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры, как и в былые годы, копировала работы своего дедушки – Ивана Красного. «Получалось плохо, потому что он был высочайшим профессионалом и досконально владел секретами мастерства. У него были сложнейшие акварели, повторить которые мне не удается до сих пор». Марина рассказывает, что она подолгу до сих пор изучает их, пытается снова и снова воспроизвести с тем, чтобы добиться желаемого результата.
Сегодня художники все реже обращаются к акварели в силу многих причин. Во-первых, потому что эта техника чрезвычайно сложна, капризна и непредсказуема. «В акварели, в отличие от живописи, ничего нельзя переделать, исправить или изменить. Краска наносится только один раз и это требует от художника невероятного мастерства. Более того, сложно предположить, как краска разольется, как пойдет процесс перетекания, какими будут пятна. Это – волшебный и почти что мистический процесс, которым надо научиться управлять».
С другой стороны, эта техника предоставляет художнику широкое поле для творчества и позволяет добиваться невероятных эффектов. Марина Ольхова рассказывает о том, как однажды соавтором ее акварели стал… дождь: «Как-то я была на пленере и едва успела закончить работу, как начался дождь. Естественно, что работа не просохла и попавшие на нее дождевые капли внесли свои коррективы. В целом это не только не испортило картину, а даже обогатило новыми и неожиданными моментами».
Еще одна причина не столь большой популярности кроется в том, что акварельные краски при неправильном хранении картины могут выцветать. При этом важно помнить, что прямые солнечные лучи неприемлемы не только для акварели, но и для живописи. Марина Ольхова рассказывает о том, как однажды ей посчастливилось попасть в запасники Севастопольского музея и увидеть старинные итальянские акварели XVII века: «Цвет нисколько не пострадал потому, что картины правильно хранились».
Иногда в творчестве Марины Ольховой появляются и другие техники – пастель и акрил. Художница рассказывает, что бывают в ее творчестве периоды, когда рисовать акварели не получается в силу множества причин, прежде всего, эмоционального плана, преодолеть которые в силу сложности техники не всегда удается.
Был в ее жизни Марины период, когда она всецело посвятила себя детской книжной иллюстрации и сегодня в ее творческом арсенале около 20 книг. Художница считает, что иллюстрации для детских книг, созданные в компьютерной графике – недопустимы. Сегодня она, как мама троих детей, покупает репринты детских книг с иллюстрациями Билибина или Конашевича.
Марина Ольхова уверена, что акварель в ее жизни – навсегда. Нежная и тонкая техника, позволяет художнице искать и экспериментировать, развиваться и расширять творческий диапазон.