Золотая птица счастья Марии Примаченко
Творческое наследие Марии Примаченко, народного художника Украины, лауреата Государственной премии им. Т.Г. Шевченко, вошло в золотые страницы истории украинского изобразительного искусства
Творческое наследие Марии Примаченко, народного художника Украины, лауреата Государственной премии им. Т.Г. Шевченко, вошло в золотые страницы истории украинского изобразительного искусства. Ее имя вписано во «Всемирную энциклопедию наивного искусства». Существует легенда, что знаменитый Пикассо восхищался творчеством «гениальной украинки» из Полесья.
Всю жизнь Мария Примаченко прожила в небольшой деревне Болотня, что неподалеку от Киева, практически не покидая своего дома. Путешествовали ее произведения. Можно без преувеличения сказать, что они объехали весь мир, и не оставили равнодушным никого. Поэтому иностранные гости часто посещали дом художницы при ее жизни и даже теперь, когда ее с нами нет.
Мария Примаченко родилась в 1908 году. Трудно сказать, что явилось первым импульсом, который заставил простую крестьянскую девочку взять в руки карандаш. Безусловно, что тяжелый недуг, поразивший Марию еще ребенком, лишил возможности быть «как все», отразился на ее образе жизни. Но те традиции, которые хранит наш народ, те дивные вышивки, росписи и писанки, сказания, легенды и предания не могли затронуть души юной художницы, явились духовными истоками, которые питали и помогали развиваться таланту.
Тропинка, извиваясь и петляя, ведет через поле в большой старый сосновый лес, потом неожиданно исчезает, и вы – на поляне в окружении вековых деревьев. Загадочность полесской природы необъяснима, ее можно лишь почувствовать. Здесь даже с обыкновенным ручьем или озером связано множество историй, в ночь на Купала цветет папоротник, можно повстречать русалку или лесовика. Видимо, именно в Болотне, окруженной со всех сторон лесами, полями и болотами, Мария встречала своих знаменитых фантастических зверей, кто знает? Для нас, горожан, избалованных цивилизацией, мир сельского быта, скорее всего, покажется наивным, неправдоподобными предстанут незатейливые верования и предсказания, но, возможно, лишь до той поры, покуда мы не окажемся оторванными от своей привычной обстановки.
Первооткрывателем таланта Марии Примаченко считается художница Татьяна Флору, которая заприметила на базаре в Иванкове удивительные вышивки, выполненные по эскизам «дивчины из Болотни, которая как намалюет – любо переснять!» Это было в далеком 1935 году, во время подготовки ко Всеукраинской выставке народных художественных промыслов. Но и теперь в тех краях в любой хате можно встретить вышивки, самобытны и оригинальны, ибо идут от таланта и умения художницы, по эскизам которой были выполнены и многократно пересняты тысячами мастериц, переходя от одной вышивальщицы к другой, становясь традиционными и воистину народными.
Судьба Марии – это судьба миллионов женщин, переживших войну со всеми ее тяготами, лишениями и потерями. «Не приведи, земля святая, горя такого горького никому, нигде и никогда в мире, как эта война… Я ж ее беду душой чуяла. Снилось: сад весной кверху дыбом стал. Цвет в земле прикопанный, а корни, как руки обожженные, к небу молятся… Брала белую материю вышивать – не шла работа по белому. А взяла кусок черного сатина – легла нитка, как должно быть – а я ж никогда дотоле не шила и не малевала по той печали, да по той скорби».
Федор Примаченко
Одна растила сына – муж Василий с войны не вернулся. В трудах каждодневных шло восстановление хозяйства в послевоенные годы, и, конечно, ни о каком творчестве речи быть не могло. Но сила таланта непреодолима. Потихоньку и кисть в руки взяла и опять, как в прежние годы – все свои чувства и переживания отражала на бумаге. Слыла в деревне большой мастерицей – отлично шила, вышивала.
Все работы Марии Примаченко выполнены гуашью. Художница довольствовалась тем, что было доступно. Часто использовала простые школьные краски и бумагу, и только со временем, когда начали приезжать в гости профессиональные художники, появились у Марии качественные материалы. Однако не в этом секрет ее успеха. Мир Марии Примаченко – это любимые, традиционные для Полесья цветочно-растительные орнаменты, жанровые сценки из жизни и быта села, фантастические животные – вот, пожалуй, так можно описать основные сюжеты ее творчества. Зато в каких вариантах и трансформациях! И не передать того разнообразия, оригинальности в трактовках и видении мира художницей. Ее палитра – это особый рассказ, краски насыщены и активны. Сопоставимы порой самые неожиданные комбинации. Это особый талант, дарованный Богом – именно так чувствовать пластику цвета. Этому невозможно научиться или перенять, ибо у Марии они непостижимым образом преобразуются, сосуществуют, дополняя и обогащая одна другую.
Рисунок художницы непосредственен, но зато очень твердая рука, линии мощны и уверены, композиции правильны и точны. Наверное, рукой Марии водило провидение, и процесс творчества был для нее так же естественен, как и любая другая сельская работа. Она неподдельно удивлялась и часто провоцировала окружающих: «А вы попробуйте. Увидите, что у вас получится еще лучше, чем у меня». Неизвестно, как много нашлось желающих хотя бы скопировать ее работы, но преемственность прослеживается и в работах ее сына, заслуженного художника Украины Федора Примаченко, и в работах внуков – Ивана и Петра.
Мария Примаченко прожила долгую, сложную, но удивительную жизнь. Она не искала удачи, карьеры или призвания где-то далеко от дома, и, возможно, если бы искала специально, то никогда бы не повстречала свою золотую птицу счастья, привнесшую в ее жизнь истинный смысл и радость. Самое главное и драгоценное наследство, которое она оставила – это ее работы да светлая память о ней, как о необыкновенно талантливой, мудрой и цельной натуре, подарившей всем радость общения со светлым и чистым искусством.
Читайте также: Пристрасті за натурою