И, конечно, политическая воля их использовать. Сама по себе должность президента дает статус, кортеж и теплый кабинет. Не более.
Что мы видим сегодня по факту с реальными полномочиями Зеленского. Формально он практически император. Он президент со всеми обозначенными законами правами, у него свой Офис президента, уже больше, чем на 100% прокурор – его человек. Монобольшинство в Верховной Раде и по прежнему самый высокий рейтинг. Казалось бы – Янукович удавится от зависти, а Зеленскому для любого решения достаточно дать команду в устной форме. Но по факту… в памяти всплывает не Янукович, а Ющенко.
Карантин в Украине. Мэры крупных городов откровенно «забивают» на запреты из Киева и отменяют карантин каждый в меры своего понимания. Зеленский вместо моментальной жесткой кары бунтовщикам спускается на их уровень, диктуя угрозы в очередном видосике. Вызывает ответную реакцию в СМИ, ничего не может сделать, демонстрируя окружающим слабость и неспособность заставить выполнять свои распоряжения.
Соратники по власти тоже откровенно пренебрегают мнением президента. У Тищенко в Киеве работает ресторан. После скандала Зеленский держит очень долгую паузу, а потом… проводит с Тищенко «жесткую беседу». От которой тому ни холодно, ни жарко. Это выглядело настолько жалко и неубедительно, что просто не может не остаться без последствий. На Зеленского будут реагировать еще меньше, увы.
Зато уже на следующий день в СМИ появляется сюжет о том, что вовсю работает салон жены Тищенко. То есть президента не слушают и не боятся. Ни местные элиты, ни противники, ни даже соратники по партии. А голосования в Верховной Раде? Монобильшинство в 254 голоса формально есть, а по факту без голосов других фракций не всегда получается набрать 226 необходимых. Банковский (так называемый «антиколомойский») законопроект – яркий тому пример.
И чем он, простите, управляет в этой ситуации? Точно не страной. При высоком рейтинге, серьезной легитимности в глазах избирателей и полной свободе в кадровых вопросах Владимир Александрович Зеленский выглядит совершенно беспомощным. Не участником процесса, а зрителем. Пока ключевые решения принимают в Офисе президента – именно оттуда приходят команды в Верховную Раду по голосованиям. И даже министров часто просто не ставят в известность о принятых решениях (за исключением министра МВД) – кадровые замены в налоговой и таможне тому яркий пример. Накануне глава Мифина говорит, что никто увольнять руководителей не будет, а уже на следующий день – до свидания. Но это решения президента или чужие?
Остаются два вопроса. Первый – как долго страна в условиях войны и пандемии сможет удержаться на плаву без сильного лидера в президентском кресле. Второй – если президент не влияет на процессы, кто в настоящий момент управляет Украиной?