Долгое время концерн «Укроборонпром» фактически был этаким министерством вооружений, объединяя сотни предприятий ОПК. Но сегодня практически все профильные эксперты солидарны в одном: отечественный оборонный монстр себя исчерпал, он неповоротлив, забюрократизирован, не успевает отвечать на вызовы времени.
По признанию руководства госконцерна, 90% чистого дохода всего «Укроборонпрома» дает 27 компаний из 116. То есть, из года в год государство тянет «чемодан без ручки» — неэффективные предприятия с миллионными задолженностями и отсутствием перспектив.
Рецепты «лечения пациента» уже озвучивались. Это слияние однопрофильных производств ОПК, концентрация научно-производственного потенциала, сокращение количества спецэкспортеров с огромной маржой, наведение порядка с посредниками, зачастую фейковыми, получающими неоправданно высокие комиссионные, избавление от непрофильных активов и убыточных заводов и т. д. К этому добавлю необходимость кооперации с зарубежными коллегами — технологическим лидерами своих отраслей, и здравую корпоратизацию.
Есть немало инвесторов, которые заинтересованы в нашей достаточно компетентной и в то же время недорогой рабочей силе. Они готовы инвестировать, развивать производство. Это даст возможность выходить на более развитые рынки сбыта с современными образцами вооружений и военной техники, и обеспечить ими свою армию. А дополнительно мы избавимся от необходимости импортировать дорогостоящую и далеко не всегда качественную технику, которая нуждается в постоянном обслуживании и комплектующих из-за рубежа. В стратегически важных сферах контрольный пакет акций предприятий должен оставаться у государства, но государство не способно эффективно управлять оборонными предприятиями, и это уже не раз доказало. А инвестор сам будет стремиться и к прозрачным процессам, и к эффективности.
Одним из таких пилотных проектов был проект «Вертолеты Украины». Он объединял предприятия в этой отрасли, и готов был запуститься еще в 2012 году. Планировалось позже масштабировать проект и на другие кластеры ОПК. По предварительным оценкам, это позволило бы сохранить от выведения в офшоры через различные схемы с посредниками и агентскими выплатами $120−150 млн в год. Очевидно, что при такой «цене вопроса» ни этот кластер, ни один другой за всё это время так и не заработал по подобной модели.
После прихода нового руководства концерна летом 2019 года было задекларировано несколько здравых шагов из этого набора. А на днях замгендиректора госконцерна Роман Бондар заявил, что на месте ликвидированного «Укроборонпрома» должны появиться шесть отраслевых госкорпораций по таким ведущим направлениями, как ракетостроение, авиация, бронетехника и т. д. Ядром создания этих отраслевых холдингов станут 38 наиболее перспективных предприятий, а еще 50 пройдут процедуру оздоровления.
Если задекларированная реформа не захлебнется в очередной раз, то мы наконец-то имеем шанс получить современную и действующую систему оборонки. Руководство концерна называет примерные сроки рождения пилотных проектов, соответствующих новой модели — 9−12 месяцев. Но все это при одном весьма важном условии — своевременном законодательном обеспечении процесса.
И вот тут как раз мой и без того сдержанный оптимизм заканчивается. Верховная Рада, бывает, демонстрирует чудеса оперативной и слаженной работы, но, увы, не в случае с оборонкой. Причем, если документы, касающиеся финансирования армии и самой отрасли достаточно быстро проходят сессионный зал, то с ключевыми базовыми законами, определяющими развитие на годы вперед, все сложней.
Например, проект крайне необходимого закона «Про оборонные закупки», проголосованный в первом чтении еще в декабре минувшего года, до сих пор «зависает» в недрах парламента. Конечно, к нему много вопросов. Но почему воюющая шесть лет страна никак не может разобраться с ними?
А для успешного старта реформ еще нужно корректировать закон «Об особенностях управления объектами государственной собственности в оборонно-промышленном комплексе» и принимать еще, как минимум, один. Вспоминается, что еще три года назад Комитет по вопросам национальной безопасности и обороны рекомендовал правительству «внести на рассмотрение Верховной Рады проект закона относительно проведения корпоратизации государственных предприятий оборонно-промышленного комплекса Украины и особенностей управления корпоратизированными предприятиями в оборонно-промышленном комплексе Украины». Обещанного три года ждут? Но и они уже прошли. Выборы всех уровней, смены Кабминов, ротация руководителей всех рангов. Все это снова отодвигает принятие важных законодательных инициатив.
Впрочем, замгендиректора «Укроборонпрома» говорит, что проект закона «О корпоратизации предприятий ОПК» находится в профильном комитете Рады и даже имеет там поддержку.
Очевидно, что после стольких лет «реформирования» оборонно-промышленного комплекса исключительно на бумаге и многочисленных круглых столах, начинаешь относиться к планам с определенной долей скепсиса. Но может быть депутаты проникнуться остротой проблемы и все-таки дадут новой команде шанс?
В марте 2020 года Стокгольмский институт исследования проблем мира (SIPRI) опубликовал исследование по мировому экспорту вооружений за минувший год. Тенденция последних четырех лет: в мире объем поставок основных видов обычных вооружений вырос на 5.5% по сравнению с 2010—2014 годами.
В первой пятерке ведущих экспортеров последних лет — США, Россия, Франция, Германия, Китай. Впрочем, «чемпионы» десятилетиями держат свои места достаточно стабильно: на этом рынке подвинуть в сторону кого-то весьма непросто. Украина занимает 12 строчку списка, что вроде бы совсем неплохо. Если бы не одно «но».
Падение нашего оружейного экспорта в 2015—2019 годах составило 63%. Можно вспомнить, что в рейтинге 2016-го мы были в десятке крупнейших экспортеров, занимая третий раз подряд девятое место (данные за 2011−2015 годы).
Очевидно, что нынешнее проседание может быть связано с несколькими факторами. В их числе события на востоке страны — мы сами остро нуждается в образцах вооружений, как уже обкатанных, так и в новых разработках. К тому же, долгие годы наш экспорт держался на советском наследии, распродавать которое мы научились достаточно успешно. Но все когда-нибудь заканчивается.
Тем более что вопросы согласования экспортных поставок всегда были не только коррумпированными, но и чересчур зарегулированными. Развитие частных предприятий в той же бронетанковой отрасли искусственно тормозилось, а приоритет отдавался не особо нужной для армии продукции, но произведенной на близких к власти заводам.
Об эффективной маркетинговой политике спецэкспортеров тоже говорить не приходится. Я всегда ратовал за модель, по которой спецэкспортеры при определённых условиях могли бы конкурировать на одном рынке. Это заставляло их работать активней и быстро показывало, кто эффективен, а кто нет. Но постепенно этот механизм опять сошел на нет, а спецэкпсортеров в ручном режиме закрепляют за разными рынками, объясняя это плюсами в виде устоявшихся контактов. Но молчат о минусах — отсутствии проактивной позиции, когда клиентов ждут сложа руки, возникновении «договорняков» и коррупции. Должна быть здравая контролируемая конкуренция с простыми и понятными правилами.
А пока мы сами себе находим объяснения, они никого, кроме нас, не интересуют. Мир оружейного бизнеса крайне конкурентен, и, вылетев из первой десятки экспортеров, мы продолжаем опускаться вниз. И может случиться так, что через 5−10 лет под уже привычные разговоры о реформировании «Укроборонпрома» нас вообще не окажется в этом списке.
Так что есть хоть и слабая, но надежда еще раз попытаться «победить» оборонного монстра и заставить его работать эффективно. Главное, чтобы важность этого процесса понимали все участники.