Примечательный коррупционный скандал - разработка тяжелой гусеничной боевой машины пехоты (БМП) инженерной группы «Арей» остается без финансирования Минобороны, конструкторы работают за свой счет.
Генштаб настаивает, что разработка БМП должна быть продолжена, но Минобороны и комитет по обороне до сих пор не согласовали Госзаказ. Не понятно о каком согласование идет речь, если Министерством обороны приняты финансовые обязательства по ОКР "Вавилон", государственный контракт – действующий, финансирование расписано до конца 2021р. Работы выполнялись с опережением графика. Получены позитивные результаты по бронестойкости на испытаниях, которые превзошли показатели ряда иностранных БМП того же класса. Дополнительная защита бронемашины, разработана «Ареем» без проблем держит снаряд калибра 30мм. Предприятие за полгода прошло три проверки и, что редко бывает, ни одна из проверок не зафиксировала ни малейшего нарушения либо замечания.
Более того, в декабре прошлого года на заседании Комитета по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки, была заслушан отчет о ходе выполнения ОКР “Вавилон”. На заседании Комитета присутствовали представители ГШ ЗСУ и Минобороны, которые отметили важность новой машины с цифровой системой управления, новой силовой установкой, новой защитой и другими инновационными решениями, и указали на преимущества украинской разработки над иностранными аналогами. ОКР “Вавилон” была поддержана Комитетом.
Проблемы с финансированием БМП начались после того, как группа «Арей» официально завезла для своей машины броню по цене в 3 раза меньше, чем предусмотрено по другому, уже подписанному контракту Минобороны по поставкам бронемашин «Козак».
Світлана Ковалевська, одна из руководителей Инженерной группы «Арей» рассказывает: “В феврале 2020 года «Арей» заключил прямой контракт с финским производителем бронестали Miilux oy и получил лицензию Министерства обороны Финляндии на право импорта в Украину бронестали Miilux Protection 500 по цене 2200 евро/тонна. Этим фактически были ликвидировано 5-летние коррупционные схемы по поставкам бронестали по завышенным ценам. В течение 6 лет бронесталь в Украину поставлялась через посредника по цене 7200-8800 евро/тонна. Полученная лицензия Минобороны Финляндии, позволяет «Арею» при последующем серийном производстве снизить стоимость каждой машины по меньшей мере на 6-7 млн грн. А это значит, что посредник «потеряет» навар около 200 тысяч евро на каждой нашей машине. Имеет ли этот посредник лоббистов в Комитете? Вопрос риторический. Сейчас Комитет по обороне, несмотря на все письма Минобороны и Генштаба о том, что БМП необходимо армии, до сих пор не принял решение о согласовании финансирования. Начался бюрократический футбол – вместо вынесения решения, комитет Рады снова направил письмо с вопросом в Минобороны. А между тем, денег нет. Мы – частная производственная компания, и чиновники прекрасно понимают, в какое тяжелое положение нас ставит остановка финансирования. И мы понимаем, что проблемы у нас возникли не случайно. “Арей” доставил бронесталь в Украину 22 марта. А 24 марта Комитет потребовал дополнительных объяснений по работе, невзирая на то, что ему точно известны как инновационные решения разработки, так и то, что работа выполняется успешно, без нарушений и замечаний. В конце прошлого года зам. Министра обороны А. Петренко лично посещал Инженерную группу “Арей” и благодарил контрукторов за добросовестную и профессиональную работу”.
Ковалевская ведет речь о раскрытии многолетних коррупционных схем по поставкам бронестали по завышенным ценам. Например, последние годы финская бронесталь поставлялась одной из компаний-посредников для производства «Козаков» компании «Практика» по цене 7200-8800 евро/тонна, то есть в 3-4 раза выше, чем реальная цена продажи по прямому контракту, заключенному «Ареем». Если посмотреть структуру стоимости бронеавтомобиля, то цена брони в каждой машине может быть завышена из-за использования посредника на сумму около 2 миллионов гривен гривен.
По логике, надо заключать прямые контракты по всей финской броне, и пересматривать контракт по «Козакам» и снижать стоимость брони до цены «Арея». Но разве можно вот так взять и снизить цены на военную технику по время кризиса? Имея надежных лоббистов, проще поставить под вопрос финансирование разработки “Арея”, деньги на которую не поступают с декабря 19-го.
Много раз президент Владимир Зеленский говорил о коррупции в оборонных закупках при прошлой власти – и вот теперь обнаружена одна конкретная схема, со всеми документами, со свидетелями, с официальными поставками брони в 3 раза дешевле, уже при новой власти. Почему же бюрократическими играми пытаются уничтожить важнейший проект БМП производства «Арея»? Где уголовные дела? Разработка БМП «Арея» показала насколько важна конкуренция для борьбы с коррупцией при госзакупках, этим надо гордиться и поддерживать создание для армии той техники, которая будет работать на передовой, а не увеличивать число бронеавтобусов для вояжей на второй линии.