Безработные не платят налогов и не создают валовой продукт
Союз украинских предпринимателей представил результаты своего исследования о влиянии пандемии на бизнес. Опрос проводился среди представителей малого и среднего бизнеса в разных областях Украины.
Вот некоторые фактов:
• Бизнес продолжает работать, приспособившись к условиям карантина. Об этом заявили 58% опрошенных среди крупного и среднего бизнеса. Около трети украинских предпринимателей (29%) вынуждены взять паузу. Часть малого бизнеса прекратила работу (6%).
• Половина опрошенных сказали, что могут на месяц прекратить работу и не закрыться. Четверть могут продержаться 2-3 месяца.
• Негативно относятся к карантину 42% предпринимателей. Почти половина высказались за ослабление ограничительных мероприятий с 24 апреля.
• Доходы микро-бизнеса упали на 90-100%. Штат сотрудников сократился на 50%.
• Средний и малый бизнес теряет 25-50% доходов. Большой бизнес теряет 10-25% дохода.
Сейчас бизнесу непросто. Карантин уже оказал сильное воздействие на целые отрасли. Скорее всего, под влиянием карантина ряд предприятий покинет рынок. На фоне падения доходов у граждан конкуренция усилится. В этой ситуации государству разумно принять ряд мер, которые помогут бизнесу.
В целом речь идет не просто о поддержке бизнеса, речь идет о спасении национальной экономики. Опросы предпринимателей показывают, что принятые в помощь бизнесу меры - явно недостаточные. Предприниматели ожидали налоговые каникулы, мораторий на проверку, госкредиты и госзаказы. Но не все из этого списка было сделано.
Власть обязана сделать шаг навстречу бизнесу. Без этого наступит коллапс всей нашей экономики. Сегодня сложно бизнесу. Значит, завтра будет сложно всем нам: нет бизнеса - нет работы, нет зарплаты и налогов. В конечном итоге, это обострит социальное напряжение.
Что мы имеем сейчас? Предприниматели уже сделали шаг навстречу государству и оказали ему помощь. Но что сделало государство взамен? Программы по выходу из кризиса у правительства нет. Плана смягчению последствий карантина - тоже нет. Безусловно, пока это можно попробовать объяснить борьбой с эпидемией: на нее ушли все силы, прочие вопросы не в приоритете. Но это - ошибочный путь. Как нам жить дальше, после окончания эпидемии, и главное - на что?
Меня этот вопрос волнует с самого начала эпидемии. Я считаю, что Минэкономразвития и Минфин обязаны как можно скорее представить на публику конкретные предложения по смягчению кризиса. Эти меры должны распространяться на все виды и формы деловой активности, на все отрасли и секторы нашей экономики.
Промышленность, которая обеспечивает львиную долю ВВП страны, нуждается во внимании государства. Промышленники ждут от государства конкретики. Пора решить два давно назревших вопроса:
• обеспечить автоматическое возмещение НДС крупным плательщикам, без документальных проверок. Какие могут быть проверки, если в стране карантин?
• бизнес должен получить беспроцентную рассрочку по уплате ЕСВ до 30.04.2020 г., а если карантин продлится - то и на больший срок. Правительство должно понимать, что отсрочка – очень небольшая цена за сохранение занятости и отсутствие социальных потрясений.
Либо правительство примет непростое решение о снижении поступлений в бюджет на какое-то время и сохранит занятость, либо – у нас вначале упадет занятость, а довольно скоро после падения занятости – упадут и поступления в бюджет. Безработные не платят налогов и не создают валовой продукт. Но безработные болеют, и их нужно лечить. За какой счет, если бизнес остановится?