Границы внутри ЕС, границы между Россией и Беларусью, самоизолировавшиеся США и Китай — весь мир стремительно деглобализируется. Уничтожается западная модель глобализации, а вместо нее приходит что-то иное, что-то китайское, что-то технологическое, а не то, что предлагал Запад.
Мы видим, как разрушаются экономические связи, не работают торговые союзы и соглашения, та же шенгенская зона. Все разрушается, мировая экономика уже потеряла от 3 до 5 трлн долларов, и, возможно, уже начался мировой экономический кризис, о котором давно говорили. Страны будут изолироваться друг от друга. Это будет год экономического и политического эгоизма, протекционизма и изоляционизма.
Если рассматривать в украинском разрезе, то мы останемся наедине с нашими проблемами, так как Запад все больше и больше будет занят своими трудностями. Как таковой образ Запада в отношениях между Украиной и Россией прекращает свое существование, он сегментируется, разделяется на многие направления. Мы рискуем, в случае неадекватных действий власти, спровоцировать глубокий политический кризис в стране, новые противостояния, в том числе и уличные протесты.
Этот коронавирус и экономический кризис — те черные лебеди, которые прилетели в нашу страну, как и прилетели в мир. Если карантин в такой форме, как он сейчас вводится в стране, продлится еще месяц, мы рискуем потерять от 2 до 5% ВВП, возможно и больше. Мы стоим на пороге очень серьезного экономического кризиса с массовой безработицей (которая будет только усиливаться притоком наших заробитчан из Европы), с девальвацией национальной валюты, с большим бюджетным дефицитом и возможной реструктуризацией внешних долгов. Мы входим в крайне сложный период с существенными рисками того, что наше общество еще больше сегментируется и разделелится на группы по интересам.
Изменятся также отношения между людьми. Этот кризис дает еще один большой толчок для диджитализации, автоматизации производства и пользования электронными услугами, с одной стороны, и сокращения личного общения людей и коммуникации внутри общества, с другой.
Наихудший исход может произойти, если власть начнет закручивать гайки и все списывать на кризис. Коронавирус — он как пожар. Можно сказать, что это все не из-за коррупции, а это все мировой кризис, это все коронавирус. Общество крайне напугано и живет сейчас эмоцией глубочайшего страха. Но если его долго держать в таком страхе, то он рано или поздно трансформируется в агрессию. А это уже крайне опасно...