Идея наладить диалог с жителями временно оккупированных территорий – правильная и нужная. Это – одно из главных условий долгосрочного мира и реинтеграции Донбасса. Но пока нет полной ясности по поводу данного Совета – кто будет участниками, какие политические рекомендации они будут вырабатывать.
Задание Консультативного совета – диалог, консультация и выработка предложений по проектам правовых и политических решений касательно урегулирования ситуации. Решение Совета носят рекомендационный характер. Состав Совета формируют по 10 представителей от Украины и ОРДЛО, а также по 1 представителю от РФ, Германии и Франции. При чем вопрос критериев и подходов в выборе представителей Стороны определяют самостоятельно. Председательствовать будет представитель ОБСЕ. Регламент и процедуры деятельности Совета будут разработаны позже.
По сути, ТКГ является рабочим органом и консультативным советом в одном лице. Получается, что в рамках ТКГ создается дополнительный консультативный орган, который будет давать рекомендации этой самой ТКГ по политическим вопросам. Фактически речь идет о значительном увеличении представительства ОРДЛО в рамках ТКГ. Теперь к двум представителям ОРДЛО (по одному от каждой области) в ТКГ добавятся еще десять.
Решения принимаются ¾ голосов Украины и представителей ОРДЛО. Голоса ОБСЕ, Франции, Германии и РФ не оказывают влияния на принятие решения. Т.е., из 20 голосов (по 10 от Украины и ОРДЛО) для принятия решения нужно 15 голосов. И хотя решения Совета носят рекомендательный, а не обязательный характер, становится понятно, что ТКГ будет принимать решения, опираясь на рекомендации Совета. Иначе нет смысла в создании данного органа.
Нужно понимать, что речь идет о рекомендациях Совета по политическим вопросам. В то время, как требования по безопасности обращены, прежде всего к представителям ОРДЛО, политические требования обращены, прежде всего, к Украине – это изменение Конституции, закон об особом статусе, выборы и т.д.
Следовательно, по вышеупомянутым политическим вопросам представители ОРДЛО получают больше влияния на принятие решений. Они могут блокировать инициативы Украины для дальнейшего рассмотрения их участниками ТКГ. И использовать площадку для продвижения своих инициатив. Даже без перспективы их дальнейшего принятия. Теперь не Россия будет ответственна за блокирование мирного процесса, а Консультативный Совет – а именно невозможность Киева договориться с представителями ОРДЛО.
Таким образом, Россия созданием Консультативного Совета укрепляет свои позиции в переговорах по Донбассу через усиление присутствия в переговорах своих марионеток. Сама РФ этим шагом больше закрепляется в статусе наблюдателя.
Зеленский не единожды обращал внимание на готовность к диалогу, однако именно с населением региона, а не т. н. «главами» непризнанных республик. Стороны сами назначают представителей. Кто именно войдет в состав Совета, станет известно позже.
Согласно опубликованному документу стороны обязуются провести подготовительную работу до 25 марта 2020 года.
Жду, когда будут обнародованы официальные данные по созданию Консультационного Совета. Власть должна как можно скорее внести ясность по этому вопросу для общества – рассказать о результатах договоренностей и представить план дальнейших действий. Это поможет избежать политических манипуляций.