Подобное заявление порождает больше вопросов, чем ответов. Во-первых, что считается результатом? Можно ли подвижки в виде обмена пленными и разведения войск считать реализацией. И если менять Минск, то на что? И будут ли европейские партнеры и РФ готовы к новым форматам и диалогам, ведь поиск нового формата не только займет время, но и не гарантирует продвижения.
С одной стороны, Президент прав, что дальше растягивать переговоры без результатов нельзя. Должен быть результат. Это правильно. Я с этим полностью согласен. С другой стороны, непонятно, какой результат ожидают через год – выполнение всех договоренностей или какой-то их части. Непонятно также, как намерено действовать руководство страны, если не будет ожидаемого результата.
Зеленский продолжает смещать акценты касательно Минских соглашений. Однако теперь он касается не столько пересмотра текста соглашения, сколько возможности поиска новых форматов. Зеленский озвучивает популярные среди избирателей тезисы, ставя на первое место не политические моменты, а общечеловеческие. Отмечает, что выборы могут стать символом объединения страны, однако прекращение обстрелов и отвод вооруженных формирований – куда важнее. Тем не менее для европейских лидеров и РФ политические и документально закрепленные моменты являются тем принципиальным вопросом и буксиром, который тормозит урегулирование ситуации. Следует отметить, что на уровне заявлений Зеленскому удается лавировать между общественным запросом и давлением международных партнеров, однако вопрос результатов все еще остается открытым.
Тем не менее, месседж Зеленского крайне оптимистичен. Он все еще надеется на мирное урегулирование, но в то же время не забывает напомнить о существенных подвижках в развитии армии. При этом, Зеленский подкрепляет свои суждения ссылкой на европейских и американских экспертов. Крайне важно, что он заявляет о том, что планы развития ситуации в случае отказа от Минска есть, тем не менее, не называет их.
Во многом развитие ситуации зависит от действий руководства Украины. Поэтому эти вопросы мы должны задать президенту Зеленскому – какой у Вас план к годовщине Нормандии, господин Президент? Всем нам хочется верить в то, что был выбран правильный путь - особенно под звуки войны, которые прямо сейчас слышны в моей Авдеевке.