Ведь все чаще, в западноевропейских городах попадаются какие-то неудобные скамейки. Бывает даже с несуразными железными подлокотниками. Сначала думаешь: «А нафига такие подлокотники-то? Кто на них будет подлокачиваться?!» Но потом доходит - это не подлокотники и даже не разграничители одного посадочного места от другого, а специальные ограничители от лежания на скамье. Сидеть ты можешь, а лежать ни-ни. Такое впечатление, что тебе настоятельно рекомендуют: посиди немного и уходи!
Или, может, видели такие холодные, железные, дырчатые скамьи на вокзалах или автостанциях? Тоже с железными как бы «подлокотниками», мешающими тебе лечь и вздремнуть в ожидании транспорта. А на остановках в Амстердаме даже не скамья, а такая доска на которую можно, стоя, упереться задом. Но удобно посидеть или, не дай бог, лежать уже никак не получится.
Не только Амстердам, многие европейские города сейчас заполняются инновационными архитектурными решениями. И неудобные скамьи не являются ошибкой. Они сделаны для того, чтобы люди приехавшие, к примеру, из Африки могли присесть, но не могли оставаться на них долгое время, как привыкли лежать у себя на родине целыми днями.
Называется это по-английски defensive design – «защитный дизайн». Он создан для того, чтобы без полиции скорректировать человеческое поведение.
К примеру, короткая прямая спинка у скамьи говорит ̶я̶ ̶т̶е̶б̶я̶ ̶н̶е̶н̶а̶в̶и̶ж̶у̶ ̶ «ты не можешь оставаться здесь слишком долго». Сейчас defensive design является мировым трендом.
Вместе с тем, наши европейские города становятся неуютными и враждебными ,вообще, к человеку. Архитектура defensive design прямо заявляет: «городские публичные пространства не для вас, бродяги, бездельники и побирушки». На сегодняшний день defensive design перестаёт быть задачей архитектуры, но становится проблемой моральной и социальной. А мораль всегда имеет две стороны.
Читайте также: Когда Украина начнет удивлять не только крысиной возней «политической элиты»