Юрий Моша об эффективном нетворкинге в формате бизнес-клубов
Во все времена люди «собирались в группы», движимые схожими интересами, общими целями. В наш коммерциализированный век к этим целям добавилось получение дохода. Однако достичь этого не так уж просто, тем не менее возможно. В помощь — бизнес клубы, объединяющие представителей деловых элит и талантливых иноваторов.
Считается, что первые клубы — не по названию, а как идея организации людей с общими интересами — появились еще в античные времена. Представители знати объединялись в сообщества, которые регулярно собирались в определенном месте. К примеру, в термах и там обсуждали актуальные проблемы, делились знаниями и опытом. В XVII-XVIII веках с повсеместным распространением в Европе чая и кофе стали возникать соответствующие клубы. Для посещения собраний нужно было стать его членом, внести плату, разделять общие интересы и следовать правилам. Эти респектабельные общества превратились в места обсуждения важных общественных, политических и экономических тем. Цивилизованная клубная индустрия, формат которой практически не изменился и по сей день, более всего была развита в Великобритании. Существовала она в качестве клубов для джентльменов. У элитной и продвинутой части английского общества появилась потребность проводить время вне дома в приятной обстановке в окружении равных себе по классу, положению и интересам. В клубах, где в отличие от других уличных заведений было чисто, тепло и уютно, можно было вкусно пообедать, почитать книжку или свежую газету, познакомиться с важным собеседником. В этих закрытых заведениях играли в карты, пили качественные вина, обсуждали политические темы. Тогда, клубы стали удобным местом для ведения деловых переговоров.
Любопытно, что в классических английских клубах при голосовании за кандидата на членство использовали белые и черные шары. Белый – за, черный – отказать. В течение определенного времени подобная процедура применялась как в английских, так и в американских городских клубах.
Первые британские клубы для джентльменов собирались в самых престижных районах города. Среди самых известных Boodle’s – основан в 1762 году, White’s – в 1781, Almack’s – в 1765, Brooks’s – в 1778. Все эти клубы были названы по фамилиям своих основателей (Almack’s – видоизмененное имя шотландца Уильяма Макалла). Также были созданы The Traveller’s Club и The Reform Club. Апофеоз развития клубов для джентльменов пришелся на викторианскую эпоху, когда их количество достигло 2 тыс. Стоит отметить, что социальные заведения, к которым относились данные клубы, вовсе не обязательно были только мужскими по членскому составу. Например, упомянутый Almack’s, просуществовавший более 100 лет, славился открытостью и аполитичностью. Одной из причин его необыкновенной популярности было то, что в него могли вступать даже леди. Ко второй половине XIX- го века двери частных консервативных английских клубов стали открываться и перед людьми с другим социальным статусом, которые вписывались в понятие "джентльмена" и не считались совсем уж "неоклубливаемыми" персонами ("unclubbable" - термин, введённый в употребление литературным критиком Сэмюэлем Джонсоном) - например, врачами и юристами.
В США, в этот же период, активно росли загородные клубы. Среди первых городских – South River Club (Мериленд), The Somerset Club (Бостоне), The Union Club (Нью-Йорк), The Philadelphia Club (Филадельфия). Они создавались согласно модели классического английского клуба и имели определенные правила поведения и структуру. Уже тогда клубы проводили ежегодные мероприятия для своих членов: балы и вечера, посвященные знаменательным мероприятиям. Почему клубная система была настолько популярна? В первую очередь потому, что, помимо развлечений, членство в клубе предполагало общение с определенным кругом людей, познакомиться с которыми в другом месте было практически невозможно.
Известно, что для успешного создания и ведения собственного дела важен постоянный личностный рост. Бизнесменам, развивающим свое дело крайне важно искать новые пути развития, заводить полезные деловые знакомства, обращаться за помощью к экспертам. В связи с этим, большинство бизнес-клубов преодолевших барьер столетий и сохранившихся и по сей день в Европе и Штатах являются фактически «клубами знакомств» между предпринимателями. Не стоит забывать, что деловые клубы также являются мощным инструментом поддержки начинающих бизнесменов, чей опыт и свежие идеи, как правило, требуют финансовых инвестиций. Внутри же бизнес-сообществ молодые коммерсанты получают возможность заинтересовать своими идеями уже состоявшихся бизнесменов и потенциальных инвесторов. Также начинающие предприниматели могут перенять бесценный опыт «мэтров» бизнеса или получить поддержку в решении каких-либо проблем.
Считается, что первые серьезные попытки создать клубные объединения в современной Украине начались около 15 лет тому назад. За несколько лет на рынок вышли и закрепились сразу несколько серьезных клубов.
На сегодня, в стране функционирует около 50 клубных объединений для бизнесменов разбросанных по разным регионам. Крупнейшие из них:
- CEO – бизнес-клуб, работающий с 2011 года. Его посещают первые лица среднего и большого бизнеса. В клубе состоит 150 единомышленников
- Young Business Club – международный клуб, который помогает молодым талантливым предпринимателям находить бизнес-партнеров, подрядчиков, инвестором и единомышленников.
- JCI – клуб для молодых лидеров и предпринимателей. Организация объединяет более чем 120 стран мира, а ее история насчитывает 100 лет опыта. Большой опыт воспитания лидеров и преемственности между главами локальных клубов каждый год.
- Board – бизнес-сообщество менторов и наставников, идея которых заключается во взаимном менторстве, чтобы быстро и эффективно решать бизнес-задачи участников.
- Simple step – нетворкинг-клуб, созданный специально для предпринимателей Киева, как для начинающих, так и бывалых.
- Holders – один из молодых бизнес-клубов Украины для собственников бизнеса. Клуб работает в формате организации встреч с менторами и экскурсий в топовые компании Украины.
- Business & communications – созданный для предпринимателей и тех, кто хочет им стать.
- Prizma – закрытый клуб, который помогает формировать экосистему предпринимателей, способствует обучению и развитию членов клуба.
- КДЛ – клуб для руководителей и собственников малого и среднего бизнеса. Их главная стратегия направлена на построение национальной платформы малого и среднего бизнеса с целью развития страны.
Хотел бы обратить внимание на упомянутый выше Young Business Club, основанный осенью 2016 года. На сегодняшний день членами клуба являются 600 предпринимателей. YBC появился благодаря энергии молодого бизнесмена Андрея Остапчука, опыту основателя CEO Club Ukraine (сообщество для бизнесменов с оборотом от $10 млн) Сергея Гайдайчука и вдохновению владельца компании Укр-Китай Коммуникейшин Вячеслава Лысенко.
YBC не является площадкой для тренингов и образовательных программ, хотя обмен личным и деловым опытом – один из важнейших моментов его деятельности. Это клуб в классическом его понимании – место встречи людей с едиными интересами. В клубе собираются, обмениваются опытом, налаживают деловые отношения молодые бизнесмены, в возрасте до 45 лет с годовым доходом– от $100 тыс. Young Business Club один из не многих украинских бизнес-клубом успешно расширяющих свою деятельность за рубежом.
5 июня 2018 года в Лондоне открылся первый международный филиал клуба. YBC London Grand Opening Ceremony прошла в клубном Доме Йельского Университета в присутствии 60 действующих членов клуба, прилетевших из Киева. На данный момент Лондонский YBC насчитывает 71 участников — бизнесменов из Украины, развивающих свои проекты в Великобритании.
Достаточно быстро, вслед за Лондонским открылся YBC в Нью-Йорке. Мне удалось посетить церемонию, прошедшую осенью 2019 года. На данный момент, в Нью-Йорке, сформировалось действительно сильное окружение. Клуб насчитывает 23 участников. Я, в качестве члена YBC с удовольствием принимаю участие в его мероприятиях, где в комфортном бизнес-пространстве, мы меняемся, развиваемся, находим друзей, партнеров, обсуждаем проблемы и получаем стимул для роста. 15 января текущего года на собрании клуба я представлял свою компанию "Второй паспорт" и рассказал о новом проекте Е-PR. Надеюсь, что заинтересовал коллег в партнерстве.
К слову, руководство клуба, зная характеристики каждого участника, формирует группы людей, психологические и деловые портреты которых в чем-то схожи. Мужчины и женщины, принадлежащие к одной группе, на встречах рассказывают друг другу о достижениях, проблемах, решениях, обсуждают актуальные темы. Собрания таких групп происходят на условиях анонимности и, когда участники одной группы перешагнули определенный порог доверия, мы делимся тем, о чем не всегда расскажем даже в семье или близким друзьям.
В целом, я полагаю, что эффективный нетворкинг в формате бизнес-клубов, сегодня, лишь набирает обороты и в будущем представит еще массу качественных форматов коммуникации и развития.
Юрий Моша - учредитель компании "Второй паспорт"