Как помочь подростку выбрать будущую профессию
Главная функция родителей — помочь подростку увидеть ориентир, точку Б — будущее — на карте жизни.
В процессе самоопределения приходится нелегко, и на этом этапе особенно важна родительская поддержка
Когда сын учился в 11 классе, мы с женой с каждым днем ощущали все большее беспокойство. И уже к середине учебного года просыпались по утрам в холодном поту с вопросом: «Куда поступать ребенку?».
Банальный ответ сына «я не знаю» никак не решал проблему. Последние месяцы перед поступлением лучше не вспоминать. Напряжение, неуверенность, растерянность, раздражение на всех и вся — все это побочные эффекты того, что в семьях украинцев не особо умеют отвечать на подобный вопрос.
Учитывая, что выпускников в стране под 200 тысяч, это немалый контингент. Сегодня, консультируя таких же, какими были мы в свое время, растерянных родителей и не менее растерянных, но не подающих виду, подростков, я наблюдаю два базовых подхода к профориентированию. Первый — «Выбирай сам», второй — «Слушай родителей».
Выбирай сам
Обычно такой родитель говорит: «Я хочу, чтобы мой ребенок сам выбрал профессию и ВУЗ. Вот как он/она скажет, так и будет».
Извините, но для большинства семей нашей страны такое ожидание нереалистично. Наверняка вы знаете немало тех, кто сам выбрал институт, а через пару лет его бросил. Или уже на третьем курсе стал говорить, что по специальности работать не собирается.
«Выбирай сам» — это звучит здорово. Демократично. Только возникает вопрос: а ваш подросток умеет выбирать?
Что он знает о профессиях? Если спросите, то, возможно, получите набор картинок из фильмов и никакой конкретики. Адвокат — это пачки денег, крутые машины, сделки — и ничего о часах работы с клиентом. Зачем далеко ходить, спросите, как он представляет вашу повседневную работу. Уверен, вас ждут инсайты.
Или ваше любимое дитя решит выбрать то, что ему сейчас больше всего нравится. Например, работа с компьютером, чем не будущая специальность? Но знает ли он, что играть в компьютерные игры и быть программистом — это не одно и то же? Дети порой путают увлечение и работу.
Как мне думается, таким подходом вы можете неосознанно снимать с себя ответственность за выбор ребенка. Мол, сам потом и будет отвечать. Но может ли он в самом деле ответить за свой выбор, если его никто не подготовил к умению выбирать?
Я уверен, что выбор — это навык, который надо развивать с самого детства. Нам, как родителям, следует начинать с азов: учить наших детей слушать себя и понимать в чем сильны, а в чем нет, знать самим и рассказывать детям о тенденциях на рынке труда, вместе формировать понимание перспективных и не очень направлений.
Слушай родителей
Как родители скажут — так и делай. Этот подход многим кажется здравым. Дети часто следуют ему, потому что не знают, кем хотят быть, или не готовы расстраивать вас. А может быть вы как родитель только при таком условии готовы оплачивать обучение.
Логично: у вас есть не только желание помочь, но и большой жизненный опыт, более реалистичное понимание ситуации. Вы видите не только пачки баксов, но и нелегкий труд, стоящий за ними.
И нормальное желание любого взрослого — чтобы у ребенка все сложилось. Чтобы получилось убить сразу двух зайцев: и найти дело, которое нравится, и достойно зарабатывать на жизнь.
При этом неплохим вариантом считается даже хотя бы что-то одно. Есть нелюбимая работа, но она дает хорошие деньги. Или занятие приятное, пусть даже денег маловато.
Но из того, что я часто слышу, большинство людей не получает на работе ни радости, ни денег. И ответ на вопрос «Нравится ли вам ваша профессия?» в таком случае на 100% ответ очевидный. А наши с вами дети все это видят и слышат. Они, как приемники, улавливают ваши волны недовольства работой, зарплатой, коллегами…
И если результат родителя (точнее, его отсутствие) для подростка очевиден, то имеете ли вы моральное право что-то советовать? Не говоря уже о том, чтобы настаивать.
Какую роль вы играете в выборе вашего ребенка?
Незнание как правильно подготовить ребенка к выбору будущей специальности, часто приводит к третьему сценарию: «Поступай хоть куда-то, все равно по специальности работать не будешь». Мне говорили: «Сын, почти никто не работает по специальности. Это нормально. Главное — поступить, а там как-то устроишься».
Как по мне, ваш неудачный опыт — не повод тратить время и деньги на ерунду, обучая ребенка не подходящей ему специальности.
Обычно такой подход оправдывают двумя тезисами:
1) «мы не можем понять, кем он хочет стать»;
2) получением жизненного опыта — мол, станет взрослее, пообтешется, наберется опыта и затем примет решение.
К первому тезису есть вопрос: а что вы делали, чтобы помочь ребенку определиться со своим будущим? Ответ: «Спрашивал: „А кем ты хочешь быть?“», — не считается.
Что касается второго тезиса, то, согласитесь: профессиональные навыки и жизненный опыт — два пересекающихся, но не идентичных подмножества. Опыт никто не отменял, но очевидно, что лучше им обрастать в русле своей профессии.
Как вы можете поддержать своего ребенка наилучшим образом?
Несколько лет назад я не мог и представить, что ответ на наш с женой вопрос «куда же поступать ребенку?», будет требовать специфических знаний и умений. И немалых.
Что же делать семьям, которые оказались в нашей ситуации? Когда скоро выпускной, и уже нет времени учиться делать выбор? Или загруженность такая, что не до погружения во все эти тонкости? Да, не научили. Да, надо было раньше. Да, заложники ситуации.
Стоит постараться понять, что для ребенка будет лучшим в этой жизни. 100% гарантии, что выбор окажется верным, не даст никто. Но ваша задача найти вариант, который обеспечит наибольшее приближение к идеалу.
В действительности не так важно, кто этот выбор сделает. Важно не кто выбрал, а что выбрал. Важны качество и правильность выбора.
Поэтому:
— забудьте о том, чтобы ребенок выбирал самостоятельно, если вы его к этому не подготовили;
— забудьте о том, чтобы быть истиной в последней инстанции и настаивать исключительно на собственном видении, если вы тоже не в теме.
Я советую сделать это совместной задачей для вас и вашего ребенка. И никак иначе.
И, на мой взгляд, главная функция родителей — помочь подростку увидеть ориентир, точку Б — будущее — на карте жизни.
Подростку в процессе самоопределения приходится нелегко. Со стороны может показаться, что ему или ей нет до выбора совсем никакого дела, но это не так. И на этом этапе подростку особенно важна родительская поддержка. Но что если мать и отец сами переживают, злятся, растеряны — что они будут транслировать?
Поэтому нужно, чтобы прежде всего вы, взрослые, увидели будущий план развития своего ребенка — то, где может быть его место в жизни. Это как в самолете — сначала кислородные маски должны надеть взрослые, а потом уже помочь детям.
После того, как растерянность сменится пониманием наиболее перспективных вариантов, и в голове сложится более отчетливая картина вероятного будущего, скажите, что вы почувствуете? Скорее всего, спокойствие и уверенность.
Именно это и станет теперь вашим ресурсом, из которого вы сможете поддержать ребенка. А затем, вместе определив специальность, вы как бы поставите на карте точку, к которой предстоит проложить оптимальный путь. Теперь вы сможете вместо того, чтобы тратить энергию на сомнения, вложить ее в действие. А это уже намного проще.