Начнем с первого прорыва — анализ и модификация ДНК. Вашу ДНК можно оцифровать и проанализировать, существует много различных сервисов, которые предоставляют отчеты о вашем здоровье. Моя ДНК участвует во многих исследованиях, поскольку мне интересно, что нового изобретет наука. Зная собственную ДНК, можно не только понять, кто ваши предки, откуда вы пришли, и найти родственников во многих других странах мира, но и узнать, что происходит с вашим здоровьем, какие у вас потенциальные риски заболеваний, и как вы можете предотвратить эти процессы своим поведением. Например, если известно о риске возникновения потенциального генетического заболевания, то это можно модифицировать. Можно искусственно изменить, как будет вести себя ваше тело, а значит, изменить себя.
Например, в США нам презентовали исследование, касающееся сердечно-сосудистых заболеваний, связанных с избыточным весом. Вопрос чрезмерного веса не решается быстро. Все знают, что существует хороший и плохой холестерол. Большое количество компаний занималась разработкой лекарств, которые повышали хороший холестерол в организме человека, но это не улучшало ситуацию. В результате исследования было выяснено, что за фактор увеличения или присутствия хорошего холестерола отвечает ген, отсутствующий только у небольшого числа людей, как правило, на Ближнем Востоке. Сейчас ученые занимаются синтезом лекарств, которые, попадая в вашу печень, могут модифицировать ДНК, позволяя вам пить и есть жирное без последствий для здоровья.
Второй прорыв — big data. Здесь можно провести параллели с картографией, когда на карту накладываются различные слои. Например, количество населения, экономические показатели, финансовые транзакции, экологические особенности и тому подобное. Аналогичным образом данные, которые собираются сегодня в метрическом пространстве, позволяют посмотреть более комплексно на любой процесс, происходящий с человеком. Речь и о клинических исследованих конкретного человека (анализы и т. п.). И об оцифрованных снимках МРТ и прочее. Это может быть геномная информация, которая позволяет анализировать вероятности вашего генома в перспективе и в динамике с клиническими исследованиями. Благодаря этому big data вместе с искусственным интеллектом позволяет предположить, что будет происходить с вами. Сегодня существует большое количество данных, которые мы генерируем. Ведь мы активно участвуем в различных экспериментах, например, у многих существуют гаджеты, которые измеряют определенные показатели — вес, постоянные данные пульса, стресса.
Третий — робототехника. Например, существуют контактные линзы, которые могут измерять уровень глюкозы. Это помогает больным диабетом скорее пройти диагностику. Есть разработка так называемого Gastro Robot. Это обычная капсула, похожая на лекарство. Но когда вы ее глотаете, в вашем организме капсула превращается в робота. То есть робот находится как бы в формате оригами, сложенный внутри капсулы. В организме человека это все разворачивается и под руководством врача удаляет опухоли или выполняет другие операции.
Еще одна интересная разработка — пластырь, который фиксирует все, что происходит в вашей коже, не только на поверхности, но и значительно глубже в тканях. Таким образом происходит мониторинг состояния здоровья, и врачам значительно легче видеть процессы в динамике.
Четвертый — это искусственный интеллект. ИИ создает новые возможности и используется в практической медицине. Например, диабетическая ретинопатия — это выявление диабета по сетчатке глаза с помощью ее фотографии. Технология благодаря искусственному интеллекту и машинному обучению позволяет выявить диабет даже за несколько лет до его появления. Эта технология разработана Массачусетским технологическим институтом. Это уже встроено в устройства, которые позволяют в странах, где высока вероятность диабета, быстро и заранее его диагностировать.
Мне хотелось бы, чтобы в Украине все люди за счет государства получили свою оцифрованную ДНК. Потому что с помощью искусственного интеллекта, страна, зная ДНК людей и вероятность возникновения болезней, значительно глубже может прогнозировать, сколько нам нужно лекарств, какая у нас демографическая ситуация и как здоровье населения будет меняться со временем.
Пятый пункт — новая роль врача. Сейчас большинство компаний экспериментируют с телемедициной. Например, в Нью-Йорке госпитали используют расположенные по городу кабинки, где стоят датчики, которые делают первоочередную диагностику. После этого вы с помощью видеосвязи получаете консультацию врача. Также около сорока американских компаний занимаются разработкой приложений, которые связывают человека с врачом. Но технологии движутся дальше, еще одно направление роли врача — это доктоботы. Компании загрузили весь набор протоколов лечения, которые доступны в Соединенных Штатах, в систему, которую бот использует для диагностики. То есть диагностирование происходит через опрос и точность диагнозов такого бота — 98%.
Шестой — новые игроки. Google отправил всю медицинскую команду в медицинскую школу Гарварда. Почему? Потому что они поняли, что когда люди ищут «боль в голове» или «головная боль», они имеют в виду разное. Это разное понимание того, что требует потребитель. Google фактически становится врачом, ведь количество лечений с помощью Google в мире растет экспоненциально. Когда у вас есть медицинский вопрос, можно пойти к врачу или спросить у Google. И поколение Z в среднем выбирает второе. Соответственно, понимая свою ответственность, Google изучает то, как должна оцифровываться и рейтинговаться информация. В будущем самолечение неизбежно.
Не отстает и Amazon. Alexa — помощник, с которым вы можете общаться голосом. А представьте себе, что так же хорошим голосом с вами общается врач, который знает, какие вопросы вам задать и просит загрузить ваши анализы, или система подгружает результаты из клиники, где вы их сдавали. Таким образом, происходит виртуальное общение с автоматизированным протоколом лечения человека. Далее ваши ответы становятся доступными вашему врачу. Таким образом разгружается настоящий врач.
Есть еще одно направление, в котором Amazon начал активную деятельность. Amazon pill pack — это доставка персонализированных лекарств, то есть персонализированного процесса приема лекарства. Она очень быстро развивается в США и практически уничтожает аптечные сети. Фармацевтические сети CVS, Walgreens и Boots считают Amazon конкурентом. То есть компания, которая ранее занималась книгами, теперь становится компанией, занимающейся фармацевтикой.
Еще одно направление, где может использоваться Alexa — операционная. Во время операции врач проводит проверку, общаясь с человеком, ведь он не может ничего касаться. И сегодня есть компании, которые уже разработали решения, позволяющие врачу в операционной общаться с роботом, который проверяет деятельность врача и его команды. Эта информация протоколируется, и это уменьшает количество ошибок. Компания Microsoft также много инвестирует в здравоохранение. Все эти компании считаются компаниями, которые занимаются и здравоохранением. В каждой из них в среднем около ста патентов, касающихся медицины.
Седьмое направление — микробиом. Это тема, которая сейчас очень интересует мир, его история даже попала на обложку журнала Time. Микробиом — это все микроорганизмы, обитающие внутри нас. Только в нашем желудке живет более 800 видов живых существ, это бактерии и др. Если оцифровать геном всех живых существ в нашем организме, то геном живых бактерий в 100 раз превышают геном человека. Уже доказано: то, что происходит в нашем желудке, влияет на наше ментальное состояние и здоровье. В Штатах делают большой проект оцифровки генома всех микроорганизмов. Если мы узнаем геном всех живых существ, которые живут в нас, мы будем знать практически все о себе. И, изучая динамику их поведения, мы поймем, какие лекарства, стиль жизни, питание, среда влияет на нас.
Восьмое — новые материалы. Много инвестиций поступает в биотехнологии и биоаналоги. Развиваются новые подходы, когда практически все материалы, которые используются в медицине или фармацевтике, биологически разлагаются. Разрабатываются технологии, которые позволят, например, использовать значительно меньше действующего вещества в инъекциях, но они станут более эффективными.
Девятое — цифровые терапевтические средства (digiceuticals). Сегодня, когда вы приходите к врачу, вам прописывают лекарства, таблетки и процедуры, но практически никогда не рекомендуют приложения. Есть несколько компаний, которые уже занимаются разработкой и клиническими испытаниями вместе с врачами, приложений и девайсов, которые вам будут прописываться.
Десятое — 3D печать. Пока мы не печатаем органы. Есть украинский стартап, который сотрудничает с крупной американской компанией по печати костей, но это на экспериментальной стадии. То, что сегодня уже печатается — это кожа. 3D печать активно используется врачами для подготовки сложных операций. За счет достаточно точной 3D печати, врачи печатают части человеческого тела, на которых будет происходить операция, дальше изучается и шаг за шагом моделируется операционный процесс врачами, хирургами.
Одиннадцатое — это сами люди будущего. Например, Нейл Харбисон — не видит цвета, поэтому он модифицировал себя и стал киборгом. Новая технология дает ему дополнительный орган чувств — он может слышать цвета. Эта технология позволила ему также видеть инфракрасное излучение и ультрафиолет. То есть он имеет гораздо больше возможностей, чем обычные человека. Но он не один. Есть много тех, кто модифицирует себя, например, они имеют возможность чувствовать север. И таких людей становится больше. Появляется новое поколение людей, которые начинают модифицировать свою ДНК. Итак, я уверен, что в 2050 году мы увидим тех, кто создан не в результате естественной эволюции. То есть люди создают самих себя, модифицируют себя. И это будущее.
Оно может кому-то нравиться или не нравиться, но движение в этом направлении уже происходит. В будущем мы увидим серьезное расслоение общества. Те люди, которые могут себе позволить эти технологии, и те люди, которые не смогут себе это позволить. И вопрос, который стоит перед медициной и компаниями сегодня — как сделать, чтобы все эти новые возможности были доступны обычным людям.
Колонка Дмитрия Шимкива записана во время его выступления в рамках лекции НВ «Идеи и технологии 2050» из цикла «Диалоги о будущем»