Первый – это полный провал «панамского дела» против Петра Порошенко об уходе от налогов через данный офшор. Об этом вечером 11 декабря написал в Фейсбуке Илья Новиков, адвокат Порошенко из Панамы, и уже утром 12 декабря Арсен Аваков срочно назначил на 5 часов вечера брифинг о якобы раскрытии им убийства Шеремета, который на этот день не планировался. Аваков слишком поторопился с брифингом, чем и «спалил» себя.
О том, что убийство Шеремета раскрыто и результат расследований МВД будет скоро представлен публике, Зеленский говорил ещё летом. Для аврального брифинга «сегодня на сегодня» по столь давнему и резонансному делу явно нет убедительных причин, тем более, что интерес к нему есть не только в Украине. Получаем нестыковку – президент сделал анонс брифинга с полгода назад, а глава МВД по итогам трёхлетнего следствия проводит его в столь пожарном порядке, что брифинг начали позже назначенного им часа, поскольку то ли президент, то ли генпрокурор, а возможно оба, опаздывали. Журналисты, те готовы мобилизоваться и прибыть, разумеется, в любое время суток, но редакторы и они всё-таки предпочитают, чтобы брифинги шли по расписанию, а не падали как снег на голову. Тем более, если объективных причин для аврала нет. Пресс-служба МВД тоже не любитель экспромтов и брифинг стал для неё новостью.
Читайте также: «А при Порохе такого не было!»: волонтер обезоружил порохоботов их же методом
Аврал, устроенный с брифингом, вызван постом Новикова и неустойчивым статусом Авакова как главы МВД. По словам Новикова, Первая специализированная прокуратура Панамы ещё в октябре приостановила дело о легализации Порошенко своих доходов через офшор по причине отсутствия в нём состава преступления. Теперь Порошенко из статуса подозреваемого в Панаме и вовсе переведен в статус потерпевшего от заведомо ложных заявлений Андрея Портнова.
Для Портнова и тех, кто нанял его и позволил вернуться в Украину для судебных атак на Порошенко, это действительно полный провал. «Офшорное дело» умерло, похоронено в Панаме и тем, кто его несколько лет раздувал, чтобы свалить Порошенко, следовало бы извиниться перед публикой. Но тут, как говорится, – не дождётесь. «Дело Оборнпрома и Гладковских» навесить на Порошенко тоже явно не удастся. Слишком в нём всё сшито «белыми нитками», ничуть не меньше, чем в версии Авакова о якобы убийстве Шеремета группой волонтёров и военных по сговору. От размытого дела с обвинением Порошенко в госизмене, которое сейчас пытаются раскрутить, громко пахнет идиотизмом и заказухой.
Как-то всё сыплется и вдобавок сам главный обвинитель Портнов в сентябре попал под следствие Генпрокуратуры за угрозы, давление и мат в адрес её сотрудника Александра Божко. Пока Генпрокуратура вежливо объясняет Портнову, что на дворе шестой год начала Революции Достоинства, а не времена всевластия Януковича. Заодно, и то, что у Портнова нет официальной справки о том, что он любимый юрист Зеленского и самый гениальный юрист в Украине. Если есть, то пусть покажет. Но это пока, и не исключено, что Портнов скоро опять будет паковать чемоданы.
Затянувшееся пребывание Авакова в кабинете главы МВД тоже всё больше вызывает недоумений у всех. Особенно, в контексте предвыборных обещаний «Слуг народа» и того очевидного факта, что реформирование милиции в полицию «зависло», в лучшем случае, на полпути. Не стоит обвинять в этом «зависании» одного только Авакова. Многие из причин «зависания» находятся вообще вне компетенции МВД и его главы, но «заслуга» Авакова тоже есть. Если для 2014-2016 гг. Аваков был более-менее приемлемой фигурой как реформатор в МВД, то чем дальше от них, то всё более очевидней, – он засиделся и ему пора уходить. Подозреваю, он и сам это понимает. Тем более, что Зеленский уже как-то говорил, что Авакову никто не обещал, что он будет главой МВД и дальше.
Осознание этого и провал «панамского дела» против Порошенко стали веским мотивом аврального брифинга. По факту Аваков, преднамеренно или случайно, уже не суть важно, создал тему: президент Порошенко и генпрокурор Луценко три года покрывали убийц Шеремета и не позволяли мне задержать их и передать в руки правосудия. Такой вывод неизбежен, поскольку вся доказательная база у Авакова старая и была в его распоряжении все три года следствия. Из нового только подслушанные телефонные разговоры между подозреваемыми спустя три года после убийства, в которых ни слова о Шеремете, и они никакого отношения к делу не имеют.
В общем, бред, а не расследование с вполне явным политическим подтекстом, который Аваков и обозначил во вступительном слове на брифинге, чтобы все правильно поняли. Дословно «суспільство має усвідомлювати, де та межа, за якою патріотизм претворюється на зраду своєї країни, а втім і на злочин».
Де-факто он прямо назвал второй политический мотив аврального брифинга: боязнь этой группы влияния в окружении Зеленского, что волонтёры и армия могут внести кое-какие коррективы в состав правительства и не только в него. Призрак нового Майдана и новой волны революции и без Авакова периодически мерещится «Слугам народа». Глава МВД играет на этом и выстраивает схему: «нацыки» убили Шеремета, якобы для того, чтобы дестабилизировать ситуацию в стране и свергнуть Порошенко, а этот «циничный бандера» покрывал их три года, и теперь вместе с ними готовит переворот.
Очень способный министр: убийц разыскал, переворот разоблачает, Порошенко под статью старательно подводит, а заодно волонтёров, ветеранов и армию дискредитирует. Даже украинский язык подучил, как ему рекомендовал ещё Порошенко. Вывод, который напрашивается: пусть и дальше работает. Но почему-то всё это напоминает телодвижения главы Госбюро расследований Романа Трубы, которого уволили, несмотря на похожее усердие.
Причин для увольнения Авакова тоже предостаточно: от ДТП с пьяными чинами из МВД, над каждым из которых можно причитать о «межах» превращения стражей порядка в оборотней в погонах до «зависания» реформы. Полиция ведь ещё не сильно ушла от состояния советской милиции, которая стояла на страже интересов высоких чинов, а не граждан, а когда не стояла, то старалась «лежать» и ни во что не вмешиваться. «Вялые» полицейские на акциях против вредных строек в Киеве наглядно демонстрируют это «зависание», как и ничтожное число дел против фирм, рисующих фиктивные долги по счетам ЖКХ. В СССР хищение имущества у граждан официально каралось меньшими сроками, а расследовали такие дела по принципу: если время останется. Качественный отрыв ещё не произошёл. Всплеск симпатий к полиции, имевший место в 2014-2016 г., тоже угасает и растёт недоверие к ней.
Появление на брифинге Зеленского с его насыщенным графиком, и Рябошапки с менее насыщенным графиком, может иметь только одно объяснение: группа поддержки Авакова сама не верит в его доклад и привлекла президента с генпрокурором, чтобы придать ему вид истины окончательной и бесповоротной.
Сильный медийный и имиджевых ход, но есть два «но», неучтённых организаторами. Первое – присутствие Зеленского и Рябошапки на брифинге ещё не означает их согласие с выводами докладчиков. Второе – этот ход превратил всех украинцев в присяжных, и именно они вынесут вердикт кто виновен в деле «Аваков против волонтёров», в которое по факту превращается история об убийстве Шеремета.
Само убийство Шеремета в этом процессе вряд ли будет раскрыто, разумеется, если у кого-то среди следователей нет козыря в рукаве, придерживаемого до поры до срока. Не уверен, что оно вообще может быть раскрыто в обозримом времени. Вот только если к Порошенко были кадровые вопросы, то к Зеленскому их уже на порядок больше, хотя он занимает должность президента меньше времени.
Читайте также: Справа вбивства Шеремета: чотири питання до правоохоронців