Минфин Украины приближается к критическому уровню зависимости от инвесторов-нерезидентов для финансирования дефицита госбюджета и рефинансирования госдолга.
Без нерезидентов Минфину в 2020 году придется или существенно, на 100-200 млрд.грн., секвестировать расходы госбюджета или включать печатный станок (но если НБУ утратит независимость, это может спровоцировать бегство инвесторов и еще более ухудшить ситуацию) или идти на дефолт.
В 2020 году Минфину из бюджета нужно будет направить на:
- погашение старых долгов – 282 млрд.грн. – требуется рефинансирование (в том числе внешний 120 и внутренний 162 млрд грн);
- выплату процентов по госдолгу – 142 млрд.грн. – отражены в госрасходах/дефиците;
- финансирование дефицита бюджета 94 млрд грн.
То есть нужно как минимум рефинансировать и найти дополнительно 214 млрд.грн. (120 + 94) или больше.
У украинских банков новых денег станет больше в лучшем случае на 31 млрд грн (прирост монетарной базы). Физлица и юрлица особо в деле финансирования госдолга Украины не помогут.
Итого источники денег на госдолги:
- нерезиденты, как и в 2019 году;
- банки уменьшат кредитование и направят деньги на ОВГЗ – маловероятно;
- налоговая амнистия (без нее если физлица увеличат покупки ОВГЗ, то за счет снижения депозитов в банках и для рынка ОВГЗ новых денег не будет) – сейчас нет на повестке дня, ем более в правильном формате.
Итак. Одна надежда, что нерезиденты и рефинансируют старые долги И прикупят еще немного украинского госдолга хотя бы на $4 млрд. Задание выполнимое, но такая зависимость от внешней конъюнктуры должна пугать и Минфин и НБУ.
Вывод для инвесторов в украинские ОВГЗ: следите за цифрами.
Первым сигналом ухудшения ситуации станет рост процентных ставок по размещаемым Минфином ОВГЗ. Сейчас этого нет. Процентные ставки продолжают снижаться.
Вторым сигналом станет сокращение срока новых ОВГЗ. Сейчас и этого нет. Наоборот, иностранные инвесторы готовы покупать все более долгосрочные ОВГЗ.
Так что краткосрочно можно спать спокойно.