Когда его бывшая жена Керен оставалась с пираха́н, Дэниэл решил её бросить. Перед тем, как уехать в Сан-Паулу, он сказал: «Вот увидишь, я стану известнее, чем Coca-Cola!»
В академической среде он и вправду сделал хорошую карьеру и прослыл мистификатором. Он возил журналистов США к пираха́н без разрешения FUNAI, чем подвергал индейцев смертельному риску. И FUNAI запретили Дэниэлу Эверетту заезжать на территорию штата Амазонас вообще!
Читайте также: Они говорят на самом странном языке в мире: как живут последние 500 индейцев пирахан
То есть, всё, что сейчас мистер Эверетт пишет про индейцев пираха́н – это конфабуляция, то есть ложные самовнушённые воспоминания о том, чего не было. Так случается, когда слишком часто даёшь интервью о каком-либо событии.
Язык пираха́н создаёт свою картину мира, в которой числительные и другие языки не вписываются. В подавляющем большинстве люди не думают новые мысли. Они получают их вместе со своей культурой, отчасти вместе со своим языком, и постоянно эти мысли (смыслы) воспроизводят. Поэтому пираха́н не могут считать в общепринятом нами смысле и не могут говорить на других языках. Потому, что они говорят диафрагмой.
В их языке нет названий цветов. Для них существует только два значения – «яркий» и «тёмный». Яркий – это белый, жёлтый и красный. А тёмным оказываются зеленый, синий, фиолетовый и чёрный. За всеми этими цветами у пираха́н один и тот же смысл. Кстати, взгляните на цвета государственного флага Папуа-Новая Гвинея ‑ это те немногие цвета, названия которых есть во всех папуасских языках.
Зато запахи, в отличие от цветов, в папуасских языках классифицированы невероятно подробно. Так, различаются разные вони – грязного человеческого тела в целом, различных выделений; тухлая вода, протухшее растение, мясо, рыба и т.д. Такая же разветвленная терминология и для ароматов.
Эти люди очень внимательны к запахам, и описывая объект окружающего мира, иногда они комбинируют запахи друг с другом – играют с ними точно так же, как мы играем с цветами. Скажи папуасу «тёмно-зеленый» и он не сможет этого представить. Скажи «медово-ореховый» и он прекрасно себе это вообразит.
У пираха́н действительно есть такая фраза, кою Дэниэл Эверетт перевёл, как «Не спи, кругом змеи». Но он сознательно перевёл некорректно, чтобы название книги было эффектное, и она бы лучше продавалась. На самом деле, пираха́н говорят не «не спи», а «не скрещивай ноги», впрочем, это и означает как раз «не спи». Но говорят они не про змей, а говорят они про кошек ‑ оцелотов, соломенных и лесных котов, маграев. Ягуары, пантеры и пумы – это тоже кошки. Так что фраза пираха́н правильно переводится, как «Не скрещивай ноги, тут кошки». Означает она ровно то же самое, что наша колыбельная:
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придёт серенький волчок,
И укусит за бочок.
Представляете, если бы Дэниэл Эверетт записал эту колыбельную на нашем хуторе где-нибудь в Полтавской области и пришёл бы к выводу, что полтавчане не дают спать детям лёжа, чтобы их не съели волки. При этом Дэниэл Эверетт написал бы на обложке не волки, а медведи. Пещерные. Ну, потому, что обложка будет прикольнее.
То, что пираха́н никогда не спят, а только дремлют по 30 минут в четыре часа – это «газетная утка».
Попробуйте поспать на настиле из жердей под дождём, вы тоже превратитесь в индейца пираха́н. Если им удаётся найти где-то в тропическом лесу ровное, мягкое сухое местечко, они спят часами и никой наступающей старости от этого не боятся. Я думаю, что «никогда не спящее племя» - очень сильное преувеличение журналистов для развлечения читателей.
Помимо охоты и собирательства пираха́н выращивают маниок - клубнеплодное тропическое растение. У меня сложилось впечатление, что в результате бразильского рабства, нападения португальцев, кабо́клас и враждебных племён других индейцев у пираха́н произошёл культурный регресс. Когда-то это были земледельцы. Ментально они на редкость спокойные, вежливые и стеснительные люди. Их нельзя назвать доброжелательными, так как их на протяжении позапрошлого столетия убивали все остальные люди, каких пираха́н встречали на своём пути. Их речь упростилась, как упрощается она у простых селян, пусть даже умеющих читать и писать. Пираха́н не трогают чужие вещи, они ведут себя согласно кодексу приличия своего народа. И в этом тоже их уникальность.
А считать они умеют... просто по-своему.
Читайте также: Суринам: государство победившего матриархата