Итак, амазонские индейцы пираха́н, которые верят в переселение духов во время сна. Поэтому никогда не смыкают глаз. Во всяком случае, так утверждает американский исследователь этого племени Даниэль Эверетт. Они живут в бразильском штате Амазонас, на самом его востоке. На реке Маиси. У них там есть резервация, которая называется Пираха́н.
В Бразилии есть два способа попасть на территорию-резервацию индейской общины:
Читайте также: Секретная экспедиция СС, которую навсегда поглотили джунгли Амазонки
1) Подать прошение и получить официальное разрешение от FUNAI, порт. Fundação Nacional do Índio, Национальный фонд индейцев — орган федерального правительства Бразилии, определяющий и исполняющий политику правительства в отношении коренного населения (индейцев). Для этого надо подать очень много документов. Некоторые из них невозможно получить на территории Бразилии, их надо оформлять у наших родненьких бюрократов.
2) Получить письменное приглашение от главы индийской общины. То есть, в случае индейцев пираха́н – это получить письменное приглашение от вождя, которого у них в принципе нет, к тому же никто из них толком не умеет писать и читать.
Таким образом, остаётся только нелегальный способ типа: «Мы ехали-ехали, заблудились и нечаянно приехали». Надо понимать, что вы являетесь носителем европейских вирусов, которые могут убить всех жителей деревни. Т.е. тебе пофотаться, а индейцам – смерть. Больниц там нет. Просто врачей там тоже нет. Да и вообще, пираха́н не доверяют ни белым, ни другим индейцам.
За это мы должны сказать «спасибо», т.н. кабо́кло. Это португало-индейские метисы, живущие по берегам рек со времён каучуковой лихорадки. Кабо́клас не считали местных индейцев «мура» людьми, называли их зверями. В XIX веке они активно отлавливали индейцев «мура» для рабского труда на каучуковых плантациях, а также для грабежа (еда, женщины для секса). В итоге от многочисленных индейцев народа «мура» осталось одно лишь племя «пираха́н», которое, спасаясь от раболовов, стало полукочевым.
Они нигде надолго не задерживаются, их дома – это просто навесы из пальмовых листьев без стен, но с настилом из свежесрубленных жердей. Вещей минимум, одежды минимум, еду кочевники не запасают, т.к. во-первых, замучаешься её с собой таскать, во вторых, климат не позволяет хоть что-то засушить, личинки насекомых не позволяют хоть что-то завялить, ягуары и прочие дикие кошки не позволяют хоть что-то закоптить. Так что, это не пируха́н настолько тупые, что съедают всё сразу, а белые люди отупели до того, что не понимают, как это жить без холодильника. За его содержимое готовы отдать все на свете.
Службы FUNAI постоянно патрулируют реку Маиси и смотрят, чтобы никто из кабо́клас и европейских авантюристов не беспокоил последние 500 индейцев пираха́н. А пираха́н живут только на берегу рек и кочуют на вёсельных пирогах. Поэтому их селения хорошо просматриваются с моторных катеров FUNAI.
Бразилия – это полицейское государство. За нарушение законов будешь или мощно оштрафован или заедешь в тюрьму. Так что, уверяю вас, все кто вам что-то втирает про индейцев пироха́н в Интернетике, в глаза их сами никогда не видели и пересказывают чужие небылицы, а то и придумывает свои собственные.
Есть исключения...
У пироха́н жили с 1978 года только Дэниэл и Керин Эверетт. Потом они развелись. Дэниэл в 1986-м вернулся в США и опубликовал коммерческую (ненаучную) книгу «Не спи — кругом змеи!», а Керин с тремя сыновьями осталась жить в резервации, её дом можно найти возле моста через реку Миаси. Она непубличный человек. Информацию о ней вы нигде не найдёте.
Она дочь миссионеров. Всю жизнь прожила в Амазонии. Образование получила в США, потом вернулась в племя пираха́н, которых и наблюдает одиночкой-антропологом. Как Николай Николаевич Миклухо-Маклай, только Керин Сью Грейс Мадора (она сменила фамилию после развода с Дэниэлом Эвереттом).
Она работает над созданием мультимедийного словаря языка пираха́н, но не живёт непосредственно с индейцами ‑ они почти каждый день к ней сами приплывают на своих пирогах. Не все, но те, кто хочет учиться. И она их обучает на их родном языке, который выучила, как никто на планете. У неё есть сверхидея: изобрести для пираха́н письмо и числительные, но пока не получается. Их система исчисления: «чуть-чуть», «побольше» и «много».
Нечто подобное мне доводилось наблюдать на Папуа Новой Гвинеи в племени асаро, у которого было только два числительных ‑ это 1 «сакод» и 2 «ина». Чтобы сказать, к примеру «три», они говорят- «ина-сакод». 4 у асаро «ина-ина»...
Теперь вы понимаете, почему пираха́н очень трудно считать, думая на родном языке. Это как складывать столбиком числа, обозначенные римскими цифрами. XXXI прибавить XLVI чему равно? Мозги сломать можно, не так ли?
Обычаи пирохан
Пирога для пирахан – это как конь для монгола или верблюд для туарега. На лодках плавают все от мала до велика: мужчины и женщины, маленькие девочки и дряхлые старики. Мужчины с пироги охотятся, из лука стреляя, стоя в лодке-долблёнке. Попробуйте в долблёнке просто сидеть и не перевернуться, и вы поймёте, насколько это сложно – стоять в пироге, стрелять из лука и попадать при этом в обезьяну.
Обезьян пироха́н едят. Как ягуары. Ещё они стреляют с пирог в рыбу. Домашними животными у них служат прирученные обезьянки-игрунки и паукообразные обезьяны. При этом женщины пираха́н кормят этих ручных обезьян своей грудью. Вместе с детьми.
Мужчины пираха́н ходят в обычных футболках и шортах. Обувь эти индейцы не носят принципиально. Женщины пирахан носят платье, которое для них специально разработали миссионеры в 1960-х годах. Оно с глубоким декольте, чтобы было удобно кормить ребёнка. Пираха́н принимают в дар ткани, из которых сами шьют такие платья. Ещё у них есть мачете, котелок и корзины для скудного скарба. Это, пожалуй, и всё их имущество. Больше на лодочке-долблёночке не увезти. И никто из кабо́клас на твоё добро не позарится. Круглого колобка не повесишь и голову ему не отрубишь.
Пироха́н, приходящие в трактир на глиняной дороге, ведущей в Перу, могут сказать по-португальски café, a casa (дом), ну, и ещё пару слов: типа oi (привет) и tchau (пока). Остальные не знают на государственном языке и этого. Язык перуха́н – вот, что держит их за пределами бразильского мира. Мы артикулируем ртом. Они артикулируют телом, диафрагмой. Дети начинают говорить только в 4-5 лет – настолько сложно этому научиться.
В 2006 году FUNAI открыли в резервации Пираха́н школу. Но ничего не вышло. Сотрудники FUNAI всё делали, как со всеми остальными индейцами, но далеко не продвинулись. Никто из детей пираха́н не смог выучить португальский язык. Нужна какая-то иная методика.
Раньше каждый второй ребёнок пираха́н умирал от малярии. Это к вопросу о райской жизни пираха́н, кстати. Бразильская медицинская организация CSI исправила это положение. Но на этом всё. Сотрудники FUNAI или CSI никогда не пытались научиться говорить на языке пираха́н. По звучанию он очень странный! Более всего сравним со звуками обезьян на деревьях. Сложно понять, где речь, где песня, где простое восклицание. Какие-то повизгивания, постанывания, пожужживания, поквакивания.
Керин Мадора ‑ единственная в мире непираха́н, кто владеет разговорным языком пираха́н, но когда они поют, она не понимает ни слова. В языке пирохан всего 14 фонем, но очень длинные слова. Это как «постоянное счастье» по-немецки ierundzwanzigstundenglück, так все слова в языке пироха́н. При этом пираха́н знают, сколько слогов в каждом произнесённом слове. Но пальцы и палочки они считать не умеют. Понятно же, что это какая-то методическая ошибка исследователя-лингвиста.
У FUNAI с Дэниэлом Эвереттом очень плохие отношения. К Керин Мадора у FUNAI нет претензий, так как она не живёт в племени пираха́н, а индейцы приезжают к ней сами и добровольно. FUNAI с удовольствием её бы выдворили с территории резервации, но она единственный человек, кто выступает посредником между индейцами пираха́н и сотрудниками FUNAI. Поэтому если FUNAI или CSI надо решить что-то сложное с параха́н они приходят к Керен и просят её перевести, организовать, выступить гарантом, что всё будет хорошо.
Хороводы и песни трое суток подряд
Ни в каких богов пирахан не верят.Это вне их разумения. То, насколько они знают свою природу, не подразумевает никаких богов. Они лишние в этой системе координат. Тем более, они не верят в единого бога. Интересную версию я услыхал от одного очень образованного вождя, который прочел Библию. На мой вопрос он ответил: С какой это стати им верить в какого-то единого бога, который создал маленьких клонов себя, но потом почти всех их уничтожил потому, что они плохо себя вели; а потом у него был секс с одной из копий себя и родился сын, которого эти маленькие копии бога убили и за это он их всех простил?..
Но и атеистами пирахан не назовешь ‑ они верят в духов леса. А когда наступает полнолуние, они водят хороводы и поют песни трое суток подряд, сменяя друг друга.
Пираха́н не интересует культура кобо́клас, да и всех остальных народов. Весь этот футбол, капоэйра, самба… но их взволновало видео и фотоинформация про «других людей в лесу» ‑ про папуасов на Новой Гвинее. То есть, другие человеческие культуры, которые живут в схожей среде, вызывают у пираха́н любопытство. А вот достижения европейской культуры или США для пираха́н так же интересны, как нам грязь из под их ногтей. Никак.
О том, правда ли , что «пирахан» никогда не спят- разберемся в следующей части.
Как ранее писал FaceNews.ua, Суринам: государство победившего матриархата