Четыре основных вопроса о рынке земли
Всем, кто кричит о «распродаже родной матушки», напомню: речь идет об имуществе, принадлежащем частным лицам на условиях частной собственности.
1. Закон несовершенен, очень несовершенен. Его надо дорабатывать и широко обсуждать, фокусируясь на тех недостатках и аспектах, которые уже в поле зрения: ограничения и их действенность; механизмы поддержки фермеров; механизмы поддержки общин; права иностранных компаний, которые давно работают на земле; прозрачность и однозначность реестров; предохранители и тому подобное.
2. Надо ли было голосовать за такой несовершенный закон? Обязательно! Альтернативой было откладывание решения на следующий неопределенный срок, то есть фактически решение в пользу земельных бандитов и нечестных лендлордов. Теперь же процесс запущен, и рано или поздно он приведет к результату.
3. Произошло лишь первое чтение. Парламентская процедура для того и существует, чтобы детально проработать закон между первым и вторым чтением. Будет много поправок и много шума, но процесс сдвинулся с мертвой точки, на которой он стоял много лет.
4. Всем, кто кричит о «распродаже родной матушки», напомню: речь идет об имуществе, принадлежащем частным лицам на условиях частной собственности. Земля уже давно юридически принадлежит частным лицам, понимаете? Их 7 миллионов, и их права в настоящее время ограничены неконституционным способом. Впрочем, я это объяснял уже сто раз. Любые ограничения в распоряжении гражданином своей частной собственностью с криками «не смей продавать свою родную матушку» считаю грязными манипуляциями.