Леонид Кравчук пытался быть либерален и правил госаппаратом, опираясь на советских бюрократов и красных директоров. Внешняя политика начиналась с дружбы с Россией, закончилась курсом на Запад. Властью не дорожил, и был готов делиться с бандитами и силовиками, вертикаль управления не строил.
Леонид Кучма был авторитарен и создал вертикаль управления из олигархов, наемных убийц и ручных судов. Властью дорожил, но вся она держалась на нем самом, а не на самостоятельных институтах. Внешняя политика начиналась с дружбы с Россией, закончилась курсом на Запад.
Виктор Ющенко пытался быть либерален и отдал власть "любим друзям" - бизнес-партнерам, а также приближенным к ним аферистам, мошенникам и контрабандистам. Властью не дорожил и был готов делиться с Тимошенко, Януковичем, МВФ, Путиным и кем угодно. Внешняя политика начиналась с дружбы с Западом, закончилась курсом к России. Вертикаль управления не строил.
Виктор Янукович был авторитарен, создал вертикаль управления с помощью бандитов, контрабандистов, считал убийство, рэкет и грабеж нормальными методами управления. Властью дорожил, но вся она держалась на нем самом, а не на самостоятельных институтах. Внешняя политика начиналась с дружбы с Путиным, ею и закончилась.
Петр Порошенко пытался быть либерален и авторитарен одновременно. Управлял всем сам лично с помощью сотрудников корпораций "Богдан" и "Рошен", воевал и одновременно делился кусками власти с коалицией "Нарфронта". Власть строилась фрагментированно, как мозаика, тут как свой бизнес, тут государственный интерес, тут что-то легально для всей страны, тут что-то воруем, тут мы говорим - надо по закону, а тут мы кого-то сажаем в тюрьму, потому что я так решил. Властью дорожил, но вся она держалась на нем самом, а не на самостоятельных институтах. Внешняя политика начиналась курсом на Запад при попытке выстроить партнерство с Россией. Вертикаль управления не строил.
Владимир Зеленский пытается сделать дееспособной систему власти Порошенко. Наполнив упавшую ему в руки державу своими личными "любими друзями", сотрудниками своей корпорации "95-й квартал", знакомыми олигархами, знакомыми контрабандистами, сотрудниками Кучмы, сотрудниками Януковича, сотрудниками Порошенко, сотрудниками "Нарфронта", и пытаясь их всех вдохновить своим видением будущего и высокими моральными принципами. То есть пытается выстроить устойчивость своей власти между той системой, что есть, и теми системами, что были. Пытается сам сажать преступников, сам контролировать ремонты мостов, потому что так популярно. Обижается, когда кто-то сомневается в его личной честности и намерениях. Властью не дорожит, дорожит популярностью и репутацией, власть строится на нем самом и главе его офиса, а не на самостоятельных институтах. Вертикаль управления не строит.
Вывод:
Правильная идея - это 50% успех, другие 50% - технология реализации. Правоприменение для государства не менее важно, штамповка законов - плохое правоприменение девальвирует любое право и любой закон.
Главный вызов для Украины - низкая дееспособность государства. Власть перезагружается, но не является для общества мобилизационным проектом - меняется верхушка управления, а институции остаются слабыми и не эффективными. Потому и не может страна жить без активного волонтерства, государство без этой энергии просто не может справиться с чем-либо.
Системно изменить качество политики возможно только в том случае, если власть развивает государство. Если изменения касаются прежде всего судебной системы, обороноспособности, правоохранительных органов. Это каркас, скелет государства, без которого никакие системные изменения невозможны. И от количества хороших слов и благих намерений все это не возникнет. Потому что на смену чему-то мягкому и слабому у нас легко прийти что-то еще более популистское и более авторитарное.