Списки опубликованные в этом году показывают тревожный рост по сравнению с прошлым годом, потому что число украинцев в них растет, особенно из оккупированного Крыма. Резкий рост особенно показателен, учитывая, что это был тем годом, когда государства-члены Парламентской ассамблеи Совета Европы солидарно снова приветствовали возвращение России в ПАСЕ, несмотря на продолжающуюся оккупацию Крыма, агрессию против Украины, а также многое другое.
Год назад в списках «Мемориала» было 195 имен. С тех пор было освобождено 57 политзаключенных, большинство из которых отбыли наказание до конца. А тот факт, что списки в настоящее время содержат еще имена 168 человек, свидетельствует о значительной эскалации репрессий против украинцев. Более того, сам «Мемориал» подчеркивает, что его списки, как известно, являются неполными и «по сути являются лишь точной минимальной оценкой масштабов политических репрессий, связанных с лишением свободы». Реальная цифра украинцев, которых удерживает Россия, вероятно, будет «значительно выше».
Среди освобожденных украинцев были, конечно же, 24 военнопленных, которых захватила Россия после нападения на украинские морские катера 25 ноября 2018 года, и 11 политзаключенных, в том числе Олег Сенцов, Николай Карпюк, Роман Сущенко и Эдем Бекиров, которые были освобождены в ходе обмена. Хотя официально это было 35 на 35, вполне вероятно, что Москва была в основном заинтересована в том, чтобы украинец Владимир Цемах не попал в руки нидерландских властей.
Предположительно, Кремль хорошо понимал, что показания Цемаха по поводу падения малайзийского авиалайнера MH17 17 июля 2014 года имели бы более разрушительное действие, чем фактическое признание вины. Именно поэтому Кремль ультимативно требовал его включения в список для обмена. И видимо именно поэтому отдали даже столь знакового для Путина заложника, как Сенцов.
«Мемориал» считает, что значительную роль в освобождении многих заключенных (украинских или российских) сыграла солидарность внутри России и на международном уровне. Это может быть справедливо в отношении некоторых заключенных, однако это также подчеркивает неспособность проявить такую солидарность с растущим числом гражданских журналистов и активистов, арестованных в оккупированном Крыму, и многими другими политическими заключенными.
В списках Мемориала содержатся имена 142 людей, заключенных в тюрьму в оккупированном Крыму или России за веру, в том числе мусульмане, обвиняемые в участии в мирном панисламистском движении "Хизб ут-Тахрир", Свидетели Иеговы и другие.
Хотя «Мемориал» всегда подчеркивает, что обвиняя крымских мусульман в причастности к «Хизб ут-Тахрир», Россия творит беззаконие из-за отсутствия каких-либо оснований для обвинений их в «терроризме», а также и из-за того, что Россия не имеет права применять свое законодательство на оккупированной территории, списки заключенных по алфавиту, без отдельного раздела для заключенных, захваченных в оккупированном Крыму.