Но, судя по самым разным заявлениям (и главы ОБСЕ о приемлемости этой формулы, и Владимира Путина и Эммануэля Макрона после их телефонного разговора, и Леонида Кучмы о риске навязывания указанной формулы), ясно, что Кремль прикладывает и будет прикладывать все усилия, чтобы переубедить Запад в правильности своего подхода, и потом совместными усилиями давить на Украину.
Позиция российской власти по навязыванию "нормализации" в виде "формулы Штайнмайера" (причём, в сугубо российской ее трактовке) не удивляет. Кремль продвигает вариант, при котором изменения в Конституцию об особом статусе ОРДЛО и выборы должны пройти де-факто – до выполнения Россией пунктов по безопасности. Эту своеобразную трактовку Путиным "Минских соглашений" Кремль навязывал с самого начала, еще с 2014 года – иначе, зачем надо было развязывать войну, если, в итоге, придётся убраться без возможности и дальше шантажировать Украину? Но украинская власть тогда переубедила Запад в деструктивности российской логики. Ведь, навязывая именно такой подход, Россия не только хочет избежать ответственности за преступления и "сохранить лицо" (а мы здесь уже сделали определенные уступки), но и сохранить свой контроль над оккупированными территориями (в том числе через проведение выборов до выполнения пунктов по безопасности). А дальше – использовать "особый статус" для навязывания федерализация, после чего вопрос Украины для Кремля действительно будет решен.
А вот позиция новой украинской власти – до конца так и непонятна. Оказалось, что никакого украинского варианта "нормализации" нет, а есть: или готовность действовать в рамках, навязанных Путиным; или тактическая игра при отсутствии стратегического подхода/переговорной позиции.
Если следовать логике России, то можно предполагать, что следующим пунктом такой "нормализации" станет амнистия, вообще всех. Тут некоторые СМИ, в том числе украинские, уже "прощупывают почву" на предмет возможной реакции общества. Дальше – российские условия возврата ОРДЛО. И параллельно снятие санкций с России. Иски в международных судах против РФ таким образом потеряют какую-либо актуальность. А вопрос Крыма, при том, что для Кремля он исторически закрыт, будет подниматься в контексте требований от Украины возобновить поставки воды.
Это все пытаются навязать Владимиру Зеленскому, используя его подход на быстрый результат и ориентацию на "апплодисменты". Надеюсь, "формулу Штайнмайера" после того, как активная часть общества явно высказала своё неприятие, не попытаются навязать нам внутри через референдум.
Очень хочу ошибаться в таком возможном развитии ситуации. Развеять эти опасения (уверена, не только мои) мог бы украинский вариант этой самой "нормализации". Уже стало известно, что встреча лидеров "нормандской четверки" откладывается – из-за России. Также, о чем я выше уже написала, президент Украины во время встречи с президентом Эстонии заявил, что выборы в ОРДЛО могут быть только после выведения российских войск и согласно украинского законодательства, и это правильное заявление. Но, опять же, мы в очередной раз наблюдаем логику противоположных позиций одновременно. Сюда же – можно отнести и слова министра иностранных дел Вадима Пристайко о том, что "между Украиной и Россией наметилось потепление", сказанные на фоне усиления обстрелов в зоне боевых действий. Никакое это не потепление, а продолжение шантажа со стороны Кремля, когда он демонстрирует готовность идти на отдельные шаги, требуя взамен полномасштабных уступок со стороны Украины. И в этом смысле противоречивая и размытая позиция украинской власти не переубедит Путина, а наоборот – ослабит наши позиции. Потому что если у Украины нет четкой и внятной позиции, в которой надо убеждать Запад, то это будет делать и делает Россия, навязывая свой вариант "нормализации".