На первый взгляд, всё очевидно — есть решение, которое вызвало проблемы, необходимо принимать меры. Но, если копнуть глубже, заметим контуры более масштабных и опасных для страны процессов. Разбираемся.
Для начала поговорим о том, что из себя представляет рынок нефтепродуктов в Украине. Свои поставки не обеспечивают и половины потребности страны. Остальное импорт. Есть поставщики практически во всех сопредельных странах, есть украинские трейдеры. Если говорить о дизельном топливе, то есть 40% доля импорта из РФ, на которой в качестве монополиста сидит Медведчук. Скажете «была доля»? Нет. Это можно будет говорить лишь по прошествии года. Сегодня (по состоянию на утро) она уменьшается, но она существует.
На этом переходим в политическую сферу. РФ ещё в апреле 2019 заявила о санкциях, в том числе ограничениях на поставку топлива в Украину. Расчёт был прост — если нечем заправлять автомобили (в том числе военные), если растут цены на заправках — власть сговорчивая. Параллельно с этим разворачивался кризис некачественной нефти в нефтепроводе «Дружба», который на определённый период «выбил из игры» НПЗ стран-соседей, начиная от Беларуси, заканчивая Венгрией. Для них основной задачей было сохранить производство и удовлетворить внутренний спрос. Об экспорте разговора даже не шло.
Таким образом, Украина оказалась в сложной ситуации: с одной стороны привычные партнёры могли не удовлетворить запросы по поставкам топлива, с другой, Россия в ручном режиме управляла своими «нефтяными потоками». Но, надо отдать должное, Украина решила перехватить инициативу. Русские грозили уменьшить поставки, в Киеве подошли философски — «умерла так умерла» и поставили ввозные пошлины на российский дизель сами. Выстрел в ногу? Отнюдь, к тому моменту поляки из Orlen, беларусы, да даже венгры и румыны вышли из «нефтяного кризиса» и нарастили поставки ДТ на украинский рынок, стремительно «съедая» российскую долю (читай — долю Медведчука). Сами судите — до сентября проблем с объёмами и с ценами на АЗС не было, а российские санкции вроде как действовали уж три месяца. Украинские — два. Оптовики, которые забили склады «под самое горлышко» спокойно смотрели в будущее.
И тут, вдруг, заговорили о дефиците. Как так? Всё оказалось просто — любимая УЗ — наша железка, вдруг перестала справляться. Задержка составов достигала 30 дней — это на маршруте Мозырь-Киев, где по прямой едва ли наберётся 300 км. Так ладно бы просто задержка на поставку-растаможку — вагоны-цистерны едут «домой» больше 15-20 дней. Железнодорожники кивают на таможню — мол, вот он, корень зла, таможенники медленно работают. Таможенники винят железнодорожников. В этом есть ещё одна забавная деталь — как сообщает сайт «Автоконсалтинг», «Состав Кременчуг-Киев вместо семи дней идёт 20-30 дней». Извините, но Кременчуг — это Украина и никаких «народных республик» там не рисовалось. То есть тут уже 100% работа «железки».
Дальше просто включаем логику: если вагоны-циcтерны стоят, если они медленно едут и медленно возвращаются — на НПЗ не во что отгружать продукцию. Остаётся вариант возить автомобилями, что автоматически делает ДТ «золотым».
И на этом фоне трейдеры просят Кабмин… снять пошлины на поставку российской нефти. Вам ещё раз напомнить, кто у нас сидит на монопольных поставках из РФ?
На этом этапе подходим к оценке последствий такого шага. Если правительство пойдёт на уступки, Виктор Медведчук может открывать шампанское. Судите сами, на 2019 год кум Путина имел мощнейшие позиции:
- стал монополистом на рынке топлива, контролируя 40% поставок ДТ и ещё почти такую же долю по газу для заправки авто;
- на вырученные деньги активно скупал каналы. Часть ставя под свой контроль, часть, как ZIK, подтравливая через коррекцию тем и тональности (речь идёт о конце 2018 — начале 2019 года);
- имел положение «неприкосновенного» во внутренней политике, неформально курируя вопросы пленных (играя темой), контактов с ОРДЛО и Путиным;
- начал собственный политический проект, гарантирующий уверенное место в Раде.
Но случилось неожиданное — Медведчук получил Раду, но потерял всё остальное. Пока он не в схемах, нефтяной бизнес может существенно ужаться, один из телеканалов возможно потеряет лицензию. Даже и в деле с пленными «всё плохо» — несмотря на поездки в Москву и Владивосток, прогулки по российским СИЗО, его оставили за бортом процессов. А тут ещё и намекнули на то, что знают о денежных потоках и схемах. И это на фоне отмены депутатской неприкосновенности. Одним словом, неприятно.
Но, вот она возможность — трейдеры попросили топлива. Видите ли, не справляется железная дорога, нет объёмов от других партнёров. И даже таможня медленно работает. И, если украинское правительство идёт навстречу — Медведчук снова на коне. Он ловит целую страну на нефтяную иглу. Следующий шаг — вначале нормализация ситуации, дабы показать свою роль, а потом заявления о проблемах с продолжением поставок (аварии, отсутствие благословения патриарха, муфтия, раввина — причин куча). Естественно, что параллельно с этим начинается диалог — «благословение», дескать, может быть получено в обмен, например, на лицензию для NewsOne. Далее та же схема, но уже с активизировавшимся медиа-ресурсом, по возврату в обойму принимающих решение по Донбассу. И далее, по нарастающей.
Есть ещё один игрок в данной схеме — Игорь Коломойский, контролирующий Кременчугский НПЗ. На первый взгляд, он сегодня несёт убытки — ведь его бизнес теряет, на фоне медленной оборачиваемости вагонов (помним про 30 дней из Кременчуга в Киев). Но, давайте посмотрим с другой стороны. На фоне отсутствия российского сырья для переработки, Игорь Валерьевич ищет нефть на других рынках. А там интересы США. На этом моменте вспоминаем, что в Соединённых Штатах активно идёт расследование в отношении данного гражданина Украины. И, по версии «Зеркала Недели», поспешный прилёт Коломойского в Украину связан как раз с этим процессом — наша страна не имеет права выдавать своих граждан без их просьбы.
Оставив лирическое отступление, вернёмся к нефти. Кременчугский завод ищет сырьё, Коломойский не против замять вопрос с претензиями США. Совпадение, но на фоне этих двух процессов в украинские порты начинают приходить танкеры с… американской нефтью. Однако такой ресурс дорогой. А выход на российского поставщика расширяет поле манёвра для Игоря Коломойского. Поэтому, с его точки зрения, обращение трейдеров к Кабмину — хорошая инициатива.
Но ведь, скажете вы, проблема с действительно топливом есть, её надо решать. Проблема, господа, есть, но есть интересная особенность — ещё в 2017 году объёмы поставок из той же Беларуси были в полтора раза больше, а российской доли на украинском рынке, например, дизтоплива практически не было. И, о чудо — тогда справлялись все — и железная дорога и таможенники. А вот сегодня, с меньшими (по сравнению с ситуацией трёхлетней давности) объёмами, уже тяжело. Забавно.
Таким образом, Российская Федерация, её партнёр в Украине Виктор Медведчук настойчиво намекают на то, что новой украинской власти стоит вернуться к схемам, которые сложились и успешно работали в 2015-начале 2019 года. Для правительства и президента пойти на такой шаг действительно будет означать выстрелить себе в ногу. Потому что наличие одного глобального экономико-политического договорняка с олигархом, тем более фактически российским олигархом, будет означать, что и украинские ФПГ потребуют аналогичных условий. Каждая, давя на свой «больной мозоль». Ключ не в экономике, а во влиянии на политические процессы. Фактически, война олигархов против новой власти (пока в подковёрном своём варианте) началась. И если власть проиграет, то можно будет забыть о большинстве в Раде, о победе на выборах, о планах по перестройке страны — вернуться старые договорняки которые, даже в деле реформирования экономики, будут обеспечивать работу по принципу «тут можно, а вот тут не тронь. Да и там где можно, оставь лазейку». К чему это приводит? К простому результату, о котором говорил и писал — кейсу по договорняку политических игроков по Молдове, в том числе с «прогрессом» по Приднестровью. Одним словом, события набирают темп.
А представителям новой власти, начиная от президента Владимир Зеленского, и заканчивая помощником депутата, стоит повторить ставшую модной фразу «думайТЕ».