6 августа в Укриану приехал Алексей Венедиктов - главный редактор российской радиостанции Эхо Москвы, 66,6% акций которой принадлежат Газпромбанку главы правления Газпрома Алексея Миллера. Ранее в интервью пророссийскому изданию Страна Венедиктов заявил, что в Киеве может появиться бюро Эха Москвы - но только при условии, если в Украине "будет пересмотрен" закон о языковых квотах.
Мой польский товарищ как-то рассказал эту поучительную историю.
В начале восьмидесятых, когда в Польше еще действовало военное положение и довольно активно продолжалась партийно-коммунистическая борьба с Солидарностью, но комендантский час был уже отменен, жизнь входила потихоньку в обычное русло.
Католический костел оставался основным игроком на арене идеологической борьбы за свободу и демократию, но и драматический театр, что особенно важно в этой истории, своим свободомыслием и традиционным творческим полетом, скорее, удалял страну от "светлого коммунистического будущего". Власти понимали бессмысленность попыток обуздать творческие замыслы, поэтому старались демонстрировать готовность к компромиссу, сотрудничали с режиссерами и драматургами, чтобы хоть как-то контролировать ситуацию.
В то же время потихоньку начала открываться и закрытая с введением военного положения восточная граница Польши. Со стороны Большого Брата потянулись немногочисленные делегации ученых, писателей, снова организовывались художественные или политпроповские выставки. Казалось, Советы поверили, что Солидарность побеждена, и поляки снова хотят строить социализм.
В одну из таких "щелей" протиснулась группа студентов Ленинградского театрального института.
Поляки их приняли с восторгом – ведь это были ученики легендарного Зиновия Корогодского. Режиссера, которого знали и любили в Польше, считали, и по праву, великим революционером театра, каждый спектакль которого становился сенсацией, имел невероятный успех у зрителей и недовольство партийной верхушки. К тому же, благодаря своим спектаклям, Корогодский считался главным диссидентом театрального Ленинграда. И вот его студенты – во Вроцлаве.
Гости из Ленинграда сыграли несколько сцен из студенческих спектаклей. Энергия, искренность, мастерство молодых актеров потрясли польских коллег, уже маститых мастеров сцены, кое-кто их которых был успешен не только у себя в стране, поработал и в Европе, видел многое…
Успех ленинградцев умножился, когда выяснилось, что они учатся у Корогодского на режиссерском, а не актерском, курсе. Много говорили о театре и об искусстве вообще, о театральном репертуаре и драматургах современных и классиках. Короче, обо всем, о чем всегда говорят творческие и талантливые люди. Благо, в те времена в польских школах обязательно преподавался русский, так что и языкового барьера практически не было.
Конечно, гостям показали город, обошли все кабачки, познакомили с их завсегдатаями – коллегами из других театров, музыкантами, художниками, друзьями, не обладающими талантами, но принадлежащими к кругам любителей искусства и не только. Естественно, было много съедено, а еще больше выпито…
Как обычно, экскурсия продолжилась у кого-то дома, где продолжали говорить и пить уже без закуски. Естественно, не могли обойти и политику. Ленинградцев, конечно, интересовало, чего хочет Солидарность и почему же поляки так не хотят строить социализм? Будущие режиссеры, конечно, не комсомольские работники. Скорее, их можно было отнести, если не к диссидентам, то к, так сказать, либералам, что не уберегло их от довольно наивных, по мнению поляков, вопросов.
Тем не менее, хозяева довольно терпеливо говорили о свободе вообще, о свободе слова и мысли, о многих других достаточно простых вещах, неведомых советскому человеку. Дошла очередь и до щепетильной темы.
- "Ну и еще вот иностранные солдаты у нас в стране", - стараясь деликатно выражать свои мысли, сказал кто-то из поляков.
- "Какие иностранные солдаты?", – искренне удивились ленинградцы.
- "Ну… ваши солдаты…", - ответили хозяева.
- "Так это же НАШИ солдаты!", - ответили гости.
Изумление гостей не было наигранным. Они так и не поняли!
Собственно, это все, что я хотел сказать по поводу приезда в Киев главного редактора радиостанции Эхо Москвы Алексея Венедиктова.