«Згоріла хата, гори й сарай», или сожгу завод за три серебренника
Огонь, дым, жар…Узкие коридоры, люди, столпившись, прорываются к выходу. Они кричат и беснуются от страха и отчаяния. Всем хочется жить. Измотанные рабочие тяжело дышат через ткань гимнастерок и рубах. Густые дымные облака забивают легкие, все ищут путь к выходу. Но, к сожалению, не все его найдут...
Потом приедет пожарная машина, не сразу, конечно, минут через 20. Потушат пожар, с беспристрастностью и холодком подсчитают жертв, а владелец завода с ужасом сведет свои убытки. С горем примут эту новость матери, жены и дочери. Их мужчина погиб на пожаре. Его убил закупщик Максим...
Печальная зарисовка, но к сожалению, это всего лишь факт из нашей сегодняшней реальности. За 2018 год в Украине случилось около 2 тысяч пожаров на предприятиях. Это миллиардные материальные потери, и бесценные человеческие жизни.
Я намеренно отхожу от случаев частных пожаров в квартирах и домах. В них, как правило, очевидна причина - халатность жильцов. Тот с сигаретой уснул, другой уже несколько лет не может нормально развести проводку. Не всегда, конечно, но в подавляющем своем большинстве. Поэтому мы сосредоточимся на пожарах, которые случаются предприятиях, заводах, торговых центрах.
Причины таких пожаров вполне очевидные: нарушение норм безопасности, работа с огнеопасными веществами, неисправность электрики и т д. Обычно мы на них и заостряем свое внимание...Но есть и более глубокие предпосылки для возгораний. Это, как не удивительно, человеческая тупость, жадность и алчность.
Казалось бы, каким образом эти недостойные психологические качества могут влиять на температуру воздуха, в сторону ее повышения? А могут, пусть и косвенно. Но отнестись к этому явлению нужно серьезно. Это вам не игрушки. Люди жить хотят.
Возьмем за само собой разумеющееся правило, что современные технические системы пожарной безопасности могут сверхэффективно бороться с возгораниями. Кто знает, тот поймет, кто не знает объясню. Полный комплекс пожарной автоматики состоит из следующих элементов: пожарная сигнализация, звуковое оповещение о пожаре, дымоудаление и пожаротушение.
Эти технические средства рекомендованы для установки комплексно. Но если для офиса на 5 человек, будет достаточно обычной сирены с датчиками дыма и температуры, то для крупных предприятий, комбинатов, заводов, совершенно необходимо инсталлировать весь комплекс технических мер.
Данными работами, как правило, занимаются подрядчики-инсталляторы, и от качества их работы будет зависеть безопасность всего предприятия. Тут то и вступает в дело вышеупомянутый психологический момент о убийственной жадности и глупости.
Вашему покорному слуге довелось поработать на фирме, которая снабжала инсталляторов противопожарным оборудованием.
В некоем суровом промышленном городе Днепропетровской области, я нашел покупателей на наш товар. Это были монтажники, которые в свою очередь были подрядчиками одних очень крупных клиентов. Подрядчикам этим была поставлена задача: нужно провести комплекс работ по установке системы пожарной безопасности.
Назовем предприятия Верхний горнообогатительный комбинат и Нижний горнообогатительный комбинат. Владельцы и менеджмент данных предприятий люди отнюдь не бедные, и вряд ли они хотят экономить на жизнях и здоровье своих рабочих. Но экономными попались их горе-инсталляторы, а конкретнее закупщик Максим.
Опустим скучные подробности взаимодействия поставщика и закупщика. Перейдем сразу к делу. Максим - парень лет 25, с нервной речью, и весьма непримечательными способностями к письму без ошибок. Старик-физиогномист Чезаре Ломброзо, глядя на его фотографию явно не угадал бы в нём ветерана умственного труда. А зря, парень то смышленый.
Максим сразу четко и ясно очертил перспективы нашего сотрудничества. Иначе как с откатом он покупать оборудование у нас не собирался. Честно признаюсь, несколько раз нам все-таки пришлось поработать на столь гнусных условиях, но иначе торгашам тяжело заработать хлеб насущный.
По прошествии некоего времени к начальству Максима обратились крупные клиенты. Это были вышеупомянутые горнообогатительные комбинаты. Ассоциации с такими местами всегда красочные. Пот, кровь, мощь, и до невозможности накаленная температура окружающей среды, что неимоверно увеличивает риск пожара.
По логике событий, инсталляторы должны были со всей серьезностью и благодарностью отнестись к такому объекту. И работа ответственная, и барыши довольно-таки неплохие. Но Максим, привычный до столь низких форм заработка и тут захотел свой откат.
И откат он захотел на самом что ни на есть сокровенном, на нервной системе, на венах, будущего комплекса безопасности - на дорогом огнестойком кабеле. Если проложить некачественный кабель, то от всей работы - смысла ноль. Кабель должен держать огонь в течение минимум получаса, чтобы все органы получали свое питание.
Кабель должен быть медный, толстый, со специальным негорючим покрытием. Кабель должен питать всю систему, как единый организм, давать электричество каждому элементу системы. Каждый датчик, сирена, прибор должен быть запитан во время пожара. Этот провод долен быть сертифицирован органами МЧС, должен пройти испытания в условиях пожара.
Не дай Бог случится возгорание, люди должны видеть все таблички, указатели, светомаяки. Люди должны видеть, каким путем им эвакуироваться, они должны слышать звуки сирен, голосовое оповещение. Из клапанов должна течь вода, а дымозаборники всасывать дым. Люди обязаны жить.
Вся система накроется медным тазом, если проложить некачественный кабель. Ни один прибор не включится. То, на что тратилось много денег, труда, то, что должно служить благородной цели, просто не сработает.
Вместо качественного кабеля, который я предложил клиенту, он решил запросить у нас китайский контрафактный кабель. Который не соответствует никаким стандартам качества, и в случае пожара не даст никакой гарантии исправности системы. Конечный заказчик, конечно же, ничего не знал, в смете то написано, что все чин чином.
На доводы, и взывания к здравому смыслу Максима я встречал только тупой отпор, он сильно уж подсел на иглу. Игла эта называется жадность. Глупая, необоснованная жадность, почти что безумная. Мало того, что этот персонаж держит в дураках своё руководство, то такое, думать надо было, перед тем как к закупкам подпускать. Он кладет свои три копейки на чашу весов, а на другой чаше – тысячи жизней, рабочих мест, горе и убытки. И в его системе координат это вполне сопоставимые вещи.
Приложу несколько тезисов моего разговора с Максимом:
- Максим, ну купи ты качественный кабель... Все равно в итоге проверки придут, а не дай Бог тебя вычислят, если что случится.
- Не вычислят.Никто меня не найдет, а если и найдут… То я всего лишь закупщик, и мне явно ничего не будет
- Да подумай ты про безопасность то в конце концов, не себе же ставишь... Людям ставишь. Там работяги, там температуры высокие.
- Да пусть хоть сгорит этот завод к чертовой матери, мне откат свой хочется забрать… Не продашь ты – куплю у других.
Сумма этого отката просто смехотворная... Пять тысяч гривен. Я просто положил трубку, и понял, что сотрудничеству нашему пришел конец. Стало грустно от взаимодействия с такими людьми, и легко, от осознания, что это взаимодействие прекратилось.
Комбинаты стоят, и дай Бог будут работать и процветать как можно дольше. Работы сделаны. Не знаю правда, с качественным кабелем, или с копеечным дерьмом, суть не в этом.
Конечно, не все пожары случаются по причине некачественных комплектующих. Нереально выяснить фактическое количество таких пожаров, ввиду тотальной коррупции в органах МЧС, инспектора которых за тысячу гривен напишут в акте что угодно. Но сам факт.
Таких фирм-инсталляторов в нашей стране более тысячи, поэтому. Заказчики, контролируйте процесс установки оборудования. Руководители, держите в узде свой персонал. Закупщики, помните простое правило «не делайте другим того, чего не хотите себе»
То, что должно работать. То, что должно помогать. То, что должно спасать людям жизни - просто не сработает. Но Максим заработает.