До разочарования есть полгода: что может изменить Зеленский
Я привык к украинской политике и понимаю, что, скорее всего, за народными иллюзиями придет разочарование.
Дело даже не в Раде, дело в том, что пока у нашего президента нет концептуальной целостности того, что он хочет сделать. А попытки отыгрывать в реальной жизни честного парня из сериала, попавшего во власть, рано или поздно закончатся. Нужно знать, что делать во власти. При этом я не склонен к риторике под названием — были компетентные, пришли некомпетентные. Компетентных у нас не было. Та компетенция, которую демонстрировали наши политики — это не та компетенция, которая нужна стране. Поэтому выбор был небольшой — между старыми, некомпетентными и вороватыми, и новыми некомпетентными, но с надеждой, что они будут честнее.
Хотелось бы, чтобы Зеленский заявил о концепции, которую он строит. Причем не просто, мол, давайте сделаем хорошую страну, как, например, Польша, а — давайте сделаем страну, которой в мире еще не было. У нас нет политической традиции, которую нужно сохранять. Наши руки развязаны. У нас нет монархии как у британцев, нет конфедерации как у швейцарцев. Поэтому мы можем построить совершенно современное государство, действительно государство в iPhone. Не просто как красивую метафору, а в реальности. Нужно, чтобы сервисы, которые раньше обеспечивали государство, были сведены к современному технологическому варианту. Но неизвестно, образуется ли рядом с президентом такая команда (она, конечно, должна быть не в Раде).
Президент не просто получил в руки колоссальные возможности с этой Радой, ведь если еще немножко поиграться в украинский парламентаризм, можно получить не только большинство для принятия тех или иных законов и решений, но и конституционное большинство. Можно написать новую Конституцию и, в принципе, изменить всю архитектуру государства, которая, по моему мнению, очень сильно устарела.
Традиционно до разочарования у нас есть полгода — до Нового года у президента есть время. Но разочарование общества может наступить в разное время. Для кого-то это будут новые платежки, для кого-то это может быть чье-то назначение, а для кого-то это может быть первая встреча с таможенниками при выезде из страны.