Странно, почему это стало новостью для всезнающих соцсетей. Ведь на такое развитие событий действующий глава государства намекал вскоре после инаугурации, и намеки превращались в гневные сообщения участников патриотического сообщества. Но большинство оппонентов господина Зеленского вздыхало с облегчением. Мол, представьте себе этого главнокомандующего на трибуне. Пародия, кощунство, "опускание" войска и т.д.
Теперь критики возмущены отменой парада. Значительная часть их, несмотря на все-таки правду, хотела увидеть Владимира Зеленского, который принимает парад. И вряд ли собиралась издеваться над ним в тот момент, поскольку это означало бы насмехаться над украинским войском. Однако остались те, кто с облегчением перекрестился. Слава Богу, какой там парад при таком главе армии, меньше позора будет. Обе стороны забыли, как возмущались военными парадами под руководством Петра Порошенко. Требуя отказаться от пафоса и показухи, лучше пустить деньги на нужды воинов, а технику сразу гнать на восток.
Сам действующий президент оправдал отмену парада намерением премировать военных к празднику. Однако и здесь получилось нехорошо. В лагере предшественника и главного оппонента напомнили: личный состав премируют по случаю Дня Независимости по умолчанию. Солдаты и офицеры получают по 1000 гривен. А стоимость проведения парада, математически разделенная на всех, и составит такую сумму. Поэтому господин Зеленский приписывает себе заслугу, и без него заложенную в бюджет. Заговорили даже о "Вовиной тысячи" - по аналогии популистских "Юлиной" и "Витиной": скандально известных инициатив премьера Тимошенко и президента Януковича раздать вкладчикам Госбанка СССР по тысяче гривен в качестве частичной компенсации утраченных вкладов.
Когда новость остыла и эмоции немного спали, стоит взвесить и понять: отмена военного парада вполне ложится в так называемую миротворческую риторику Владимира Зеленского. Есть конспирологическая теория, согласно которой действующий президент представил себя на трибуне во время парада и сам включил заднюю. Чтобы не давать повода для насмешек в соцсетях, на которые болезненно реагирует и плохо скрывает эмоции. Она не выдерживает критики, потому что господин Зеленский уже не раз и не два посещал зону боевых действий. О чем его пресс-служба старательно отчитывалась.
Так что выглядеть смешным хоть в амуниции поверх голубой рубашки, хоть небритым в гражданском в блиндаже глава государства, похоже, не так уж и боится. На подобном кураже вполне мог принять парад, даже прочитать какую-то небольшую патетическую речь. Где непременно звучали бы правильные слова.
Но в таком случае Владимир Зеленский противоречил бы сам себе и непременно терял часть искренних сторонников. Одно из главных его предвыборных обещаний – завершить войну. Для этого, по мнению тогда еще кандидата, надо просто прекратить стрелять. Уже во время инаугурации в своей речи новоизбранный президент ни разу не вспомнил о войне и российской агрессии. Все его дальнейшие публичные выступления или обходили тему войны, или затрагивали ее, когда речь шла о пленных моряках. Хотя, при каких обстоятельствах они попали в плен и почему Россия их удерживает, главнокомандующий не объясняет. Что в принципе логично: люди сами без него все знают, зачем педалировать.
Оружие Владимира Зеленского как начинающего политика – миротворческая риторика. Упомянутая выше логика не позволяет ему дать добро именно на военный парад. Трансляция его вживую через каждый из десятка миллионов телевизоров в каждый дом напоминает о незавершенной войне, ежедневной гибели украинцев, происхождении врага, который в нас стреляет. И, соответственно, о невыполненном – пока что – обещании. И главное: о том, что выполнить его очень непросто.